Основополагающим принципом реформирования ЖКХ должно стать предоставление условий комфортного проживания. И за это потребитель будет платить столько, сколько это стоит на рынке
27 ноября 2006
Томская делегация приняла участие в работе Координационного Совета по энергосбережению Межрегиональной Ассоциации «Сибирское соглашение» в г. Кемерово. В составе томской делегации – заместитель председателя комитета по вопросам ЖКХ Думы города Томска Евгений Паршуто, директор Регионального Центра управления энергосбережением Томской области Михаил Яворский, начальник департамента экономики и модернизации ЖКХ Томской области Вадим Власов, заместитель губернатора Томской области Владимир Емешев.
Томичи представили томские мероприятия по внедрению энергосберегающих технологий на предприятиях ЖКХ Томской области, свое видение обеспечения комфортных условий проживания населения.
Согласно выводам томской делегации, которые были представлены на Совете, плохое управление сферы обеспечения жилищно-коммунальными услугами привели ее к системному кризису. Его разрешению направлены усилия Правительства РФ (Постановление 306, 307, 2006г и др.), администраций регионов (Программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса и др.) и местных органов власти. Именно поэтому сегодня возможна принципиальная перестройка коммерческих отношений в этой отрасли. Основа перестройки, по мнению Михаила Яворского, может состоять в следующем:
«1.Взаимоотношение жителя и жилищной организации строятся на основе купли-продажи услуг по обеспечению комфорта.
2. Общие параметры комфорта определяются государственными стандартами, а конкретные – договором между жильцом и жилищной организацией.
3.Стоимость услуги по обеспечению комфорта устанавливается на конкурентном рынке услуг и обеспечивается свободой выбора жильцом соответствующей организации.
4. Жилищная организация покупает энергоресурсы для обеспечения комфорта у соответствующих энергоснабжающих организаций.
5. Тариф на энергоресурсы для жилищных организаций регулируется действующими правилами».
По мнению Евгения Паршуто, общие параметры комфорта должны быть определены государственным стандартом, а конкретные (в отдельной квартире, доме) – договором между жилищной организацией и жильцом. Сегодняшняя ситуация с потреблением услуг в сфере ЖКХ по отдельным направлениям предполагает, что население может регулировать уровень, объем и качество предлагаемых услуг. В частности, платить за то количество электрической энергии, которое желает или может позволить себе потребить. Для этого необходимо создать учет в подъезде и выделить оплату за услугу комфортных условий на местах общего пользования. Выполнение этой задачи и ложиться на плечи управляющих компаний. Потребитель имеет право участвовать в выборе того механизма движения денежных потоков от собираемой оплаты для содержания жилья, который он считает более рациональным.
«Основополагающим принципом реформирования может послужить предоставление жильцу условий комфортного проживания, и за это он будет платить столько, сколько это стоит на рынке», - заключил Михаил Яворский.
Из тезисов доклада директора Регионального Центра
управления энергосбережением Томской области
Михаила Яворского:
«Для организации влияния потребителя на процесс теплоснабжения, нужно сделать его активным участником процесса. Канал производства услуг понятен: жилец - жилищная организация – энергоснабжающие организации. Для этого есть технологии, оборудование и опыт его внедрения. Дело лишь за тем, чтобы правильно определить подход применения энергоэффективного оборудования с тем, чтобы получить максимально возможный энергосберегающий эффект. Услуги сервисной компании можно оплачивать за счет нескольких источников: инвестиционная надбавка к тарифу на тепловую энергию, снижение тарифа генерирующей компанией при внедрении энергосберегающих технологий, внедрение механизма реализации услуги отопления для потребителя, взимание платы с жильца за организацию комфортных условий проживания отдельной строкой как за коммунальные платежи.
Сложившаяся неповоротливая система предоставления коммунально-бытовых услуг, при которой гражданин остается бесправным один на один с многочисленными коммунальными организациями – поставщиками энергоресурсов не обеспечивает нормативного уровня качества услуг, неэффективно использует энергетические трудовые и финансовые ресурсы, должна быть радикально реформирована…»