Историческая справка
Зачатки городского самоуправления, т.е. управление делами города через выборные органы, в Томске были положены императором Петром I в виде магистрата. В 1785 г. императрица Екатерина II подписала «Городовое положение», которое определяло порядок формирования и функционирования органов городского самоуправления. Субъектом самоуправления становилось «общество градское», которое составляли городовые обыватели - жители города, имевшие в нем недвижимость, записавшиеся в купеческую гильдию или ремесленный цех, исполнявшие какую-либо общественную службу. К городскому обществу не могли принадлежать мещане, платившие податей менее 50 рублей, лица моложе 25 лет, а также женщины. Горожане, составлявшие градское общество, наделялись избирательными правами. Раз в три года они избирали «по баллам» городского голову, а также членов магистрата - бургомистров и ратманов.
Одновременно формировалась городская Дума. Ее выбирали те же городовые обыватели, но разделенные на 6 категорий: настоящие городовые обыватели (владельцы недвижимости); купцы всех гильдий; мастера, записавшиеся в цехи; подмастерья и ученики; иногородние и иностранные гости (записавшиеся в городе для торговли или промыслов), именитые граждане (богатые купцы, банкиры, ученые, лица, имевшие университетские аттестаты и др.) и посадские - мещане, не вошедшие в названные группы. В результате такого деления, от участия в самоуправлении города была отстранена немалая часть горожан.
По положению 1785 г., город получил права юридического лица и права собственности на земли, на которых был расположен. Органы городского самоуправления получили право на формирование собственного бюджета и управление городскими доходами и расходами. Регулярная бюджетная деятельность городской Думы началась в 1815 г. Основными источниками дохода были недвижимость и разные сборы с горожан: за право торговли, пользование городской землей и пр. Расходы городского управления в значительной части направлялись на государственные нужды. Например, в 1849 – 1850 гг. на содержание полиции, судебных органов, мест заключения, воинских частей уходило до 10%, на нужды городского благоустройства - только 1-2% средств. В 1866 г. - соответственно 2/3 и 12%. На нужды здравоохранения и образования и того меньше.
Органы городского самоуправления находилось под постоянным и неусыпным контролем государственной власти в лице губернатора. Чтобы созвать городское общество на выборы, городской голова подавал рапорт в губернское управление и только после получения разрешения оттуда объявлял о выборах. Все избранные на городские должности лица утверждались или не утверждались губернатором. Он вмешивался и в подбор кандидатур на ту или иную общественную должность.
В июне 1870 г. император Александр II утвердил новое Городовое положение, которое вводило внесословную буржуазную систему самоуправления в городах России, составными частями которой выступали избирательное собрание, городская Дума и городская управа. Городское избирательное собрание, в отличие от дореформенного, для выбора гласных думы созывалось 1 раз в 4 года. Его составляли жители города любой сословной принадлежности и вероисповедания, являвшиеся российскими подданными не моложе 25 лет и владевшие в пределах города недвижимостью на праве собственности и платившие с нее сбор, или содержавшие торгово-промышленные заведения по купеческим свидетельствам. Избирательными правами также наделялись жители города, проживавшие в нем не менее 2-х лет и уплачивавшие в пользу города сбор. Права голоса лишались недоимщики, лишенные прав состояния по суду. Право участвовать в первых выборах по новому положению получили всего 3,9% населения. В среднем по городам России доля лиц с избирательными правами составляла тогда 5,6% горожан. Реально в выборах участвовало только 26,5% всех избирателей в Томске и 17% в среднем по городам страны. В выборах не могли участвовать губернатор, члены губернского правления, чины полиции и лица женского пола.
Согласно Городовому положению 1870 г., в каждом городе учреждалось 3 разряда собрания избирателей. К первому относились те, кто вносил высшие размеры городских сборов и уплачивал треть всей суммы сборов, второй разряд составляли плательщики второй трети городских сборов, третий- все остальные избиратели. Таким образом, на первых выборах в Томске по первому разряду могли участвовать 45 человек, по второму - 197, а по третьему - 705 избирателей. В каждом из разрядов избиралось равное количество гласных - по 24 чел. Избранные гласные формировали городскую Думу, распорядительный орган городского самоуправления, выбирали городского голову и 4-х членов исполнительного органа - городской управы. Таким образом, Городовое положение 1870 г. обеспечивало городскому самоуправлению больше самостоятельности, чем в предыдущие времена. В нем четко прослеживался принцип разделения распорядительной и исполнительной властей. Примечательно, что городской голова возглавлял одновременно и Думу, и ее исполнительный орган, управу, что обеспечивало ему особо важную роль в деятельности городского самоуправления. Ко всему прочему, новое положение определило предмет ведения городского самоуправления, который имел те же направления, что и раньше, - внешнее благоустройство, меры к обеспечению продовольствия населению (устройство рынков и базаров), здравоохранение, противопожарные меры, попечение о народном образовании, призрение бедных. Новые, ранее отсутствовавшие в Городовом положении, элементы составляли «попечение об ограждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, бирж и кредитных учреждений» и отражали новую буржуазную действительность города. Городской думе вменялось также право устройства за счет средств города театров, библиотек и музеев. Гораздо более полным стал городской бюджет. По сравнению с предыдущим периодом, за 1872 - 1914 гг. доход вырос с 79,8 тыс. до 1543,7 тыс. рублей. По размеру бюджета Томск входил в число 26 крупнейших городов страны, занимая в их ряду 20-е место. В Сибири Томск уступал только Иркутску.
В 1892 г. произошла контрреформа: было принято новое Городовое положение, которое повысило избирательный ценз и сузило круг избирателей до крупных домовладельцев и предпринимателей, лишив избирательных прав мелких домовладельцев и торговцев, приказчиков, а также священнослужителей и лиц еврейской национальности. Если в выборах 1879 - 1883 гг. в Томске могли участвовать 2431 чел. (7,2% нас.), то в 1894 г. - только 567 чел. (1,2%), а в 1910 г. - 1170 чел. (1,1%). Реально участвовали в выборах в Томске в 1902 г. - 28% избирателей, в 1910 г. - 38%. Малочисленность избирательных собраний не служила препятствием для выборов. Согласно Городовому положению, выборы считались состоявшимися, если число их участников превышало число избираемых. В случае, если собрание все же не состоялось, через 7 дней назначалось новое, и тогда выборы считались законными при любом количестве избирателей. Выдвижение кандидата в гласные происходило непосредственно на избирательном собрании. В список кандидатов можно было записать любого участника собрания. Допускалось и самовыдвижение. Выборы были закрытые, за каждого претендента на место гласного выкладывали белый, избирательный, или черный, неизбирательный, шары. Побеждали кандидаты, набравшие большее число голосов.
В этом же году голова и члены управы получили права государственной службы, что означало большие преимущества перед гласными Думы, работавшими на общественных началах. Мелочная опека губернских властей прекратилась, однако все решения Думы получали законную силу действия только после утверждения их губернатором. По положению 1892 г. губернатор мог остановить любое решение Думы, если находил его незаконным или не отвечавшим интересам местного населения. Все представления правительству со стороны городского самоуправления также делались через губернатора.
После свержения самодержавия в России система городского самоуправления изменилась. В апреле 1917 г. в Томске был избран новый орган самоуправления - городское Народное собрание, первое подобное в стране. Однако Временное правительство не признало правомочность выборов в Томске и потребовало исполнения закона о местном самоуправлении от 15 апреля 1917 г., который вводил всеобщее, прямое и равное избирательное право при тайном голосовании для всех российских подданных, старше 20 лет. Городские выборы в Томске по новому закону проводились 1 октября 1917 г. по 12 партийным спискам. Наибольшее количество голосов было подано за большевиков (32%), на втором месте стояли эсеры (23%). Результаты выборов утверждал комиссар Временного правительства. Он же, как ранее губернатор, осуществлял надзор за законностью решений Думы. Новое положение о городском самоуправлении устранило прежнее совмещение в одном лице руководство Думой и управой, введя должность председателя Думы и городского головы как руководителя исполнительного органа - управы. Оно же допускало оплату труда гласных Думы. Круг полномочий городского самоуправления расширился за счет включения сферы охраны труда и обеспечения города продовольствием. Доходы Томска в 1917 г. составили 3,2 млн. руб. (против сметных предложений в 3,9 млн. руб.), расходы достигли почти 8 млн. руб. Они обеспечивались за счет займов и кредитов.
26 марта 1918 г. исполком Совета рабочих и солдатских депутатов постановил распустить городское самоуправление, а его дела передать в городской исполнительный комитет Совета. В мае 1918 г., вследствие вооруженного выступления чехословацкого корпуса и сибирских нелегальных формирований, Совет рабочих и солдатских депутатов был ликвидирован.
Деятельность городского самоуправления возобновилась с изгнанием большевиков из Томска 1 июня 1918 г. Постановлением Совета министров правительства Колчака от 27 декабря 1919 г. были внесены изменения в избирательный процесс: возрастной ценз избирателей повысился до 21 года, а кандидатов в гласные - до 25 лет. Был также введен ценз оседлости: к выборам допускались лица, проживавшие в данном городе не менее года. Все протесты и жалобы на допущенные во время выборов нарушения передавались на рассмотрение в окружные суды, которые могли отменить выборы и назначить новые. Это нововведение выводило городское самоуправление из-под контроля руководителя губернии. Однако государственный контроль за деятельностью органов городского самоуправления не был устранен: за процессом выборов и состоянием городских финансов следил специально созданный городской отдел. Выборы по новому положению по партийным спискам и по 5 избирательным округам состоялись в Томске 13 июля 1919 г.
Списки кандидатов гласных подавались предварительно, в них участвовало 11,5 тыс. чел., то есть 25% всех избирателей Томска. Главным в деятельности городского самоуправления оставалось по-прежнему хозяйственное развитие города.
Доходный бюджет Томска в 1918 г. равнялся 6,7 млн. руб., это было вдвое больше, чем в 1917 г., что большей частью объяснялось инфляцией денег. Расходы в 1918 г. превышали доходы на 18%. К тому времени городское самоуправление уже имело долг в 6 млн. руб., часть которого выплачивалась за счет займов.
На 1919 г. предполагалось увеличение доходов города до 21 млн. руб. Главный упор делался на доходы от городских предприятий, сборы с городского имущества, налоги на недвижимость, торговлю и промышленность. Среди городских расходов главными были расходы на городские предприятия и сооружения, медицину, общественное призрение и образование (до 65% расходов). В 1919 г. огромные средства тратились на устройство госпиталей и больниц для раненых и больных и призрение беженцев. При составлении сметы на 1919 г. изначально был заложен дефицит бюджета в 3,8 млн. руб., который также пытались покрыть займами, изысканием новых источников доходов.
С приходом в Томск частей Красной Армии был создан губревком, который постановлением от 25 декабря 1919 г. распустил органы городского самоуправления и передал все их дела в воссозданный Совет рабочих и солдатских депутатов. В 1920 г. он был переименован в Горсовет. Согласно Конституции РСФСР 1918 года, выборы в Горсовет проводились открытым голосованием как на предприятиях и учреждениях, так и населением по месту жительства. Избирательная норма для рабочих, членов их семей и учащихся была 2 депутата от 200 человек, для других горожан - 1 депутат от 1000 человек. Томичи, классово чуждые диктатуре пролетариата, были лишены избирательного права. Избирательная компания проводилась под полным контролем большевистских органов власти. В первый состав Горсовета было избрано 220 депутатов и 56 кандидатов, в подавляющем большинстве - коммунисты. Совет работал пленарно. Рабочим органом Совета, выполнявшим его функции в период между пленумами, стал президиум губисполкома под председательством А. И. Беленца. В целях контроля над деятельностью президиума в деле управления городской жизнью, наблюдения за исполнением постановлений пленумов в 1923 г. из числа депутатов Горсовета были созданы секции: административная, экономическая и культурно-просветительская. Для изучения и решения конкретных вопросов при них образовывались постоянные и временные комиссии. Горсовет часто переизбирался, был крайне слаб организационно, не имел собственного бюджета и не оказывал заметного влияния на жизнь Томска.
В 1925 г., согласно утвержденному ВЦИК «Положению о городских советах», Горсовет образовал самостоятельный исполнительный орган - президиум. В составе Горсовета были организованы секции: административная, финансово-бюджетная, коммунально-хозяйственная, торгово-промышленная, охраны труда и социального обеспечения, народного образования, здравоохранения, рабоче-крестьянские инспекции и военная. Кроме депутатов в работе секций принимали участие делегатки женотдела и члены профсоюзов. Для постоянной работы, осуществления связей и контроля депутаты Горсовета были закреплены за предприятиями и учреждениями города. С 1 октября 1925 г. бюджет Горсовета был выделен из бюджета Томского окружкома. К 1930 г. бюджет Томска составил 7 млн. руб., что позволяло полнее учитывать нужды города. В ходе административно-территориальной реформы, заменившей окружное деление на районное, росла численность депутатов. В состав Горсовета вошли деревни из Томского сельского района. В итоге число секций Совета увеличилось до 18, появились секции вузов, благоустройства, революционной законности, обороны и др. В 1937 г. Томск был разделен на 3 района, образованы соответствующие райсоветы, подчиненные Горсовету.
На деятельность Горсовета оказывали влияние политические репрессии. Так, из 408 депутатов, избранных в 1936 г., к сентябрю 1939 г. осталось лишь 163. Сменилось 4 председателя Горсовета, 4 заместителя председателя, 5 секретарей. Количество секций сократилось до 16, в них работали 144 депутата.
В 1939 г. Указом Верховного совета РСФСР из состава Горсовета был выделен Томский сельский Совет - полномочия Горсовета были территориально ограничены. В декабре 1939 г. после выборов в местные советы на основе Конституции 1936 г. Горсовет был переименован в Томский городской совет депутатов трудящихся, введен сессионный порядок его работы с периодичностью созывов не менее 3 раз в год. При Совете действовали созданные из числа депутатов постоянные комиссии, которые контролировали выполнение решений сессий, деятельность предприятий и учреждений. Для разработки документов и рассмотрения отдельных вопросов создавались временные комиссии. Выборы в Томский городской совет депутатов трудящихся проводились прямым, всеобщим и тайном голосовании с периодичностью раз в 4 года. Численность Совета депутатов г. Томска в соответствии с численностью населения города составляла около 400 чел. Органы ВКП(б)/КПСС по-прежнему регулировали социальный, партийный, профессиональный и половозрастной состав депутатов Совета.
В 1970-х на основе Закона «О статусе депутатов Советов трудящихся СССР» были предприняты усилия по активизации деятельности городских Советов депутатов, укреплению связей комиссий с депутатскими группами на предприятиях и повышению требований к работе депутатов по выполнению наказов избирателей. В соответствии с Конституцией 1977 г. Томский городской Совет депутатов трудящихся был переименован в Совет народных депутатов г. Томска. Рост численности населения г. Томска, развитие экономики, городского хозяйства, образования, культуры расширяли сферу деятельности народных депутатов.
В 1990 г. впервые в истории прошли выборы председателя Совета народных депутатов г. Томска на альтернативной основе. Им был избран Анатолий Иванович Черкасский. Для осуществления полномочий горсовета народных депутатов в межсессионный период, в соответствии с постановлением Президиума Верховного совета РСФСР, в 1990 г. был создан президиум из 25 чел., наделенный контрольными функциями и широкими полномочиями по подготовки повестки дня, документов и материалов сессий, формированию временных комиссий. В него вошли председатель, его заместители, председатели постоянных комиссий, председатель городского комитета народного контроля, некоторые депутаты. В составе Совета народных депутатов появились новые комиссии: по депутатским полномочиям и этике, по вопросам экономической реформы, вопросам самоуправления, информации и гласности, правам человека. В декабре 1991 г. президиум Совета был упразднен. Для оперативного решения вопросов, не относящихся к исполнительной компетенции Совета в период между сессиями, был избран Малый совет в составе 15 чел. В декабре 1993 г. Совет народных депутатов г. Томска прекратил свою деятельность.
В соответствии с изменившимся политическим строем страны, согласно Конституции 1993 года, ему на смену пришла Томская городская Дума. Депутаты Томской городской Думы избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами, законами Томской области и Уставом г. Томска. Гордума обладает правом представлять интересы населения г. Томска, принимать от его имени решения, действующие на территории Томска.
Первым председателем Томской городской Думы в августе 2001 года был избран Олег Николаевич Плетнев. После его гибели (окт. 2002 г.) председателем Думы стал Николай Алексеевич Николайчук. В списке депутатов Томской городской Думы I созыва, избранных 27.03.1994 г. по девяти двухмандатным мажоритарным округам, было 18 человек.
Выборы в Томскую городскую Думу II созыва состоялись 23 марта.1997 года. Из 18 депутатов двое были лишены депутатских полномочий, поэтому 26 марта.2000 г. состоялись дополнительные выборы.
1 апреля 2001 г. прошли выборы в Томскую городскую Думу III созыва. По девяти двухмандатным мажоритарным округам в нее было избрано 18 человек. Томская городская Дума, в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, утвердила новую редакцию Устава г. Томска. Согласно ей, представительный орган местного самоуправления «Томская городская Дума» с апреля 2005 года стала именоваться Думой города Томска.
9 октября 2005 г. в городе Томске и Томской области первые в России прошли выборы по новому законодательству об общих принципах организации местного самоуправления. Выборы проходили по девяти двухмандатным мажоритарным избирательным округам и по партийным спискам. В Думу города Томска было избрано 33 депутата. 20 октября 2005 г. на первом собрании Думы IV созыва подавляющим большинством голосов на должность председателя Думы был избран Николай Алексеевич Николайчук. Его полномочия закончились в июне 2007 г. после перехода на работу в администрацию г. Томска. 30 октября 2007 г. спикером Думы был выбран Александр Николаевич Чуприн. Депутаты работали в десяти комитетах и трех постоянно действующих комиссиях, курировали деятельность Детско-юношеского парламента города Томска и Молодежного парламента г. Томска.
10 октября 2010 года состоялись выборы в Думу города Томска V созыва. По данным горизбиркома, в них приняли участие более 125 тысяч жителей Томска. Средний процент явки избирателей составил 34,8. Это на два процента больше, чем на выборах 2005 года. Самыми активными оказались жители Вузовского избирательного округа № 1, на втором месте – жители Кировского избирательного округа № 2, на третьем месте - Лесного избирательного округа № 9. Наибольшее количество голосов набрало местное отделение г. Томска ВПП «Единая Россия» (42,23 процента). На втором месте – Томское региональное отделение политической партии ЛДПР (23,13 процента). На третьем – Томское местное отделение КПРФ (15,89 процента). Региональное отделение политической партии «Справедливая Россия» в Томской области смогла набрать 8,84 процента голосов. В соответствии с итогами выборов, 18 депутатских мандатов по единому избирательному округу распределились следующим образом: 9 мандатов получили кандидаты от «Единой России», 5 – от ЛДПР, 3 достались коммунистам и обладателем одного мандата стал кандидат от партии «Справедливая Россия». По девяти двухмандатным мажоритарным округам в состав Думы вошли девять экс-депутатов четвертого созыва. Наибольший процент голосов по своим округам получили бывший заместитель председателя Думы, депутат по Каштачному избирательному округу № 6 Юрий Исаев (52,41 процента), депутат по избирательному округу № 2 Владимир Резников (49,43 процента), депутат по Белоозерскому избирательному округу № 7 Александр Деев (47,52 процента). По Вузовскому избирательному округу № 1 депутатом вновь избран Владимир Казаков, по Кировскому избирательному округу № 2 – Тимур Хисматуллин, по Центральному избирательному округу № 4 - Владимир Замощин, по Ленинскому избирательному округу № 5 – Олег Правдин и Махир Рустамов, по Мичуринскому избирательному округу № 8 - Сергей Панов. Из 18 депутатов-мажоритарников 17 поддерживала партия «Единая Россия».
22 октября 2010 года состоялось первое собрание Думы. Председателем Думы депутаты избрали Сергея Ильиных, его заместителем - Ирину Евтушенко. По итогам голосования председателями комитетов стали: комитета по бюджету, экономике и собственности – Кирилл Новожилов (заместитель - Тимур Хисматуллин); комитета городского хозяйства – Владимир Резников (заместитель – Галина Шанина); комитета по градостроительству, землепользованию и архитектуре – Александр Чуприн (заместитель – Татьяна Собканюк); комитета по социальным вопросам – Юрий Исаев (заместитель – Людмила Самохвалова); комитета по делам молодежи – Дмитрий Буинцев (заместитель – Андрей Антонов). Постоянную комиссию по регламенту и правовым вопросам возглавил Сергей Панов, его заместитель – Алексей Васильев.
В Думе города Томска работают три фракции. Самая многочисленная – 26 человек – партии «Единая Россия». Лидер фракции – Кирилл Новожилов. Во главе фракции ЛДПР – Алексей Диденко. В ее составе пять членов. Фракция КПРФ состоит из трех депутатов, возглавляет ее Алексей Федоров.
Выборы депутатов Думы города Томска VI созыва прошли 13 сентября 2015 года по новой системе: 10 депутатов Думы избирались по единому избирательному округу (по спискам партий), 27 депутатов – по 27 одномандатным избирательным округам по принципу «один округ – один депутат»
По итогам выборов в состав Думы вошли представители пяти политических партий: «Единая Россия», ЛДПР, КПРФ, «Справедливая Россия» и «Яблоко». Состав Думы обновился на половину. В Думе шестого созыва стало больше женщин – восемь против шести в пятом созыве. Представители сферы образования – девять человек, здравоохранения – восемь, промышленности и бизнеса – 14, иных сфер деятельности – шесть.
25 сентября 2015 года состоялось первое собрание Думы города Томска шестого созыва. Открыл собрание, согласно регламенту, старейший по возрасту депутат Владимир Резников. Тайным голосованием депутаты избрали председателем Думы Сергея Ильиных, его заместителем Ирину Евтушенко. Кроме этого, депутаты утвердили составы комитетов и комиссии по регламенту и правовым вопросам. Комитет по бюджету, экономике и собственности возглавил Кирилл Новожилов, комитет по социальным вопросам – Алексей Балановский, комитет городского хозяйства остался под управлением Владимира Резникова, после на этом посту его сменил Максим Резников. Коммунист Андрей Петров был избран председателем комитета по градостроительству, землепользованию и архитектуре, Дмитрий Буинцев возглавил комитет по спорту и молодежной политике, а Сергей Панов стал председателем постоянной комиссии по регламенту и правовым вопросам. Позднее, после того как Сергей Ильиных занял пост заместителя губернатора Томской области по внутренней политике, председателем Думы города Томска шестого созыва стал Сергей Панов, а комиссию по регламенту возглавил Михаил Корнев. Кроме этого, Кирилл Новожилов сменил Ирину Евтушенко на посту заместителя председателя городской Думы.
Шестому созыву депутатов удалось справиться с целым рядом важных и системных вопросов, некоторые из которых не решались десятилетиями. Например, поправки в «жилищную амнистию», разработанные городскими депутатами, помогли сотням томичей оформить свои дома и земельные участки в собственность.
В период работы шестого созыва городской Думы произошел значительный сдвиг в расселении аварийного жилья. Тысячи жителей переселились из аварийных домов в современные, благоустроенные квартиры. Кроме этого, Думе шестого созыва удалось выделить средства на оказание адресной помощи в переселении лиц с ограниченными возможностями здоровья в дома, приспособленные для колясочников.
Также депутатам удалось добиться финансирования благоустройства дворов и внутриквартальных проездов. В период действия созыва была проведена реформа маршрутного транспорта. В 2016 году в Томске прошел первый аукцион на маршруты. Городской бюджет пополнился более чем на 100 млн рублей, а томичи увидели, что маршрутный бизнес совсем не убыточный. Одновременно была пересмотрена и транспортная схема. Процесс этот был очень непростым, далеко не все предложения разработчиков схемы томичи восприняли положительно. На площадке Думы прошли десятки встреч жителей, предпринимателей, экспертов в сфере перевозок. В результате удалось отстоять удобные для горожан маршруты и найти взвешенное решение.
Еще одна инициатива депутатов касалась ремонта асфальтового покрытия в учреждениях образования. Многие годы асфальтирования дворовых территорий школ и детских садов вообще не проводилось. В 2018 году по настоянию депутатов впервые были выделены 18 млн рублей на ремонт асфальта территорий 37 школ и детских садов. За три года реализации проекта в списки ремонта попали 105 объектов.
Проект городской Думы «От томского двора – до олимпийского пьедестала» подарил городу более двухсот новых спортивных объектов под открытым небом за время работы шестого созыва. Уличные комплексы общей физической подготовки с турниками и тренажерами появились во многих томских дворах, учреждениях образования, культуры и спорта. В 2020 году в рамках этого проекта первые 13 спортивных площадок появились на территориях детских садов.
В год 25-летия городской Думы (2019 год) депутаты утвердили официальные символы Томска. Герб и флаг были официально одобрены Геральдическим советом при Президенте РФ. Попытки официально зарегистрировать символы города, как это предписывает федеральный закон, томскими властями предпринимались еще в 2003 году. Однако тогда Геральдический совет высказал замечания, из-за которых это оказалось невозможно. Депутаты шестого созыва довели дело до конца.