На каждый заработанный рубль удалось привлечь в городской бюджет 2,1 рубля из областного бюджета и 1,9 рубля из федерального
16 мая 2012
Администрация г. Томска представила в Думу Города Томска отчет об исполнении муниципального бюджета за 2011 год. Счетная палата г. Томска озвучила недостатки, выявленные при его исполнении. Главные их них – отсутствие системы прогнозирования макроэкономических показателей развития города, бюджетного планирования и оперативного управления бюджетными ассигнованиями. Члены комитета по бюджету, экономике и собственности информацию приняли к сведению. Утвердит отчет Собрание Думы 22 мая 2012 г.
Как следует из отчета начальника департамента финансов администрации г. Томска Ирины Ярцевой, бюджет Томска в 2011 году исполнен по доходной части на 12 млрд. 443 млн. 748 тыс. руб. Это 100,2 процента к уточненному плану. По расходной части на 12 млрд. 985 млн. 914 тыс. руб., т.е. 97,7 процентов к уточненному плану. Дефицит - 542 млн. 166 тыс. руб., что на 37,4 процента ниже уточненного плана. Сумма налоговых доходов, поступивших в бюджет, составила 4 млрд. 16 млн. руб. Удельный вес налоговых доходов в составе собственных доходов, по сравнению с 2010 г., снизился на 4,7%. Сумма поступивших неналоговых доходов составила 990 млн. 864 тыс. Объем неналоговых доходов возрос на 35,8% за счет роста доходов от продажи земли и муниципального имущества, взыскания штрафов, санкций, возмещения ущерба, аренды земли. Доходы от продажи земельных участков составили 327 млн. 536,9 тыс. руб. против 161 млн. 883,8 тыс. руб. в 2010 г. План по доходам от продажи земельных участков выполнен на 104,3% .
В 2011 г. в городе были реализованы 22 городских долгосрочных целевых программы на общую сумму 935 млн. 282 тыс. руб. и 16 ведомственных целевых программ, на финансирование которых было направлено 3 млрд. 715 млн. 641 тыс. руб.
В содержание отраслей социальной сферы вложено 5,8 млрд. руб. В 2 раза увеличился фонд оплаты труда в муниципальных учреждениях, средняя заработная плата - от 9,3 до 16,2 тыс. руб. Горячие обеды ежедневно бесплатно получают 7671 школьник. 3454 ребенка до двух лет из малообеспеченных семей также получают бесплатно специальные продукты детского питания. В 2011 г. открыто 2489 мест в детских садах, расходы на муниципальные ДОУ составили 1 млрд. 372 млн. руб. Расходы на школы - 1,3 млрд. руб. На учреждения дополнительного образования, где занимается 71 тысяча ребятишек, – 592 млн. руб. По-прежнему компенсируется проезд к месту учебы школьникам-инвалидам и детям, проживающим в отдаленных от школ районах, из расчета 24 рубля в день. 91 млн. руб. освоен на мероприятиях по молодежной политике, в том числе это стипендии, гранты, создание временных рабочих мест, оздоровительные и спортивные мероприятия и др.
На капитальный ремонт объектов соцсферы затрачено 701,8 млн. руб., капвложения составили 4,5 млрд. руб. На содержание жилищно-коммунальной системы пошло 200 млн. руб. Отремонтировано автодорог и внутриквартальных проездов на сумму 284,8 млн. руб., на содержание автодорог – 340 млн. руб. На благоустройство - 170, 6 млн. руб., в том числе на озеленение, освещение улиц, содержание мест захоронения, отлов бродячих животных и др.
Учреждения культуры получили 171,9 млн. руб., здравоохранения – 713 млн. руб., на социальную поддержку населения выделено 566 млн. руб.
Муниципальный долг вырос в течение 2011 г. на 536,8 млн. руб. (на 32%), и на 01.01.2012 г. составил 2 млрд. 179 млн. руб.
Владимир Вакс, председатель Счетной палаты г. Томска подтвердил достоверность отчета. «Выявленные ошибки, - заметил он, - на нее не влияют. Три года мы проверяем качество исполнения бюджета и хорошо видим существующие системные ошибки. Надо отдать должное, многие наши замечания устраняются уже в процессе проверки. Хочется однако заострить внимание на недостаточной эффективности внутреннего контроля и расходования бюджетных средств. Еще раз подчеркну - нужна единая система финансового контроля! Заключения Счетной палаты переданы депутатам, но напомню про риски, которые осложняют исполнение бюджета, в том числе зависимость от бюджетов других уровней, неустойчивость собственных источников доходов, наращивание муниципального долга, отсутствие стратегических ориентиров управления муниципальным долгом, постоянный дефицит бюджета. Все это надо учесть, так как скоро предстоит работа над бюджетом следующего год».
Тимур Хисматуллин, заместитель председателя комитета, поздравил коллег со стопроцентным исполнением бюджета и поблагодарил сотрудников Счетной палаты за проведенную работу.
Однако заключения Счетной палаты по отдельным вопросам насторожили депутатов.
Например, Сергея Ильиных удивило, почему администрация, которая несет ответственность за исполнение бюджета и по доходной части, и по расходной, допустила, что не собраны долги за пользование землей, не исполнен план приватизации и не контролируются преференции за использование муниципального имущества. «Самое страшное - не то, что мы не можем взыскать деньги с должников, а то, что эти должники заходят под новыми именами через другие двери и вновь получают льготы», - резюмировал спикер Думы.
«Департамент финансов констатирует – нам должны. Что это означает: город не ввел дополнительные места в детских садиках, не отремонтировал крыши в школах, не закупил инвентарь для юных спортсменов, не высадил деревья. Но я так и не услышал, какие меры предъявляются к должникам и каковы механизмы изъятия долгов», - сказал Леонид Голубев.
Владимир Резников, председатель комитета городского хозяйства: «Я понимаю, когда в 2009 году был кризис, и мы давали льготы. Но сейчас кризиса нет, а льготы остались! Ну как так? Почему этим процессом никто не управляет?»
Окончательную точку в вопросе о снижении муниципального долга поставил председатель Думы Сергей Ильиных: «Предлагаю назначить внеочередное заседание комитета по бюджету, экономике и собственности для принятия мер по сокращению муниципального долга. И пригласить представителей администрации, специалистов Счетной палаты, всех крупных должников. Попросить мэрию представить реальный список мероприятий по ликвидации всех задолженностей в бюджет. После этого можно будет планировать снижение муниципального долга. Если не поставить вопрос со всей серьезностью и не сделать его предметом обсуждения, мы никогда не снимем его с повестки дня. Не уменьшая муниципальный долг, бессмысленно обсуждать исполнение бюджета. Пора нам всем честно посмотреть в глаза друг другу и решить, куда двигаться дальше».