Ликвидация ветхого жилья снизит социальную напряженность и приведет к улучшению архитектурного облика Томска
Проблема переселения жителей из ветхих и аварийных домов стоит в Томске острее, чем в соседних регионах в силу специфики старинной застройки. Депутаты городской Думы одной из важных для себя задач считают разрешение сложившейся ситуации. Недаром обсуждение городской целевой программы «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда на 2006-2010 годы» на заседании комитета по градостроительству и землепользованию вызвало множество острых дискуссий. Действительно, актуальность проблемы такова, что решать ее следует программными методами с использованием комплексного подхода. В соответствии с программой, будут расселены не менее 20 аварийных многоквартирных жилых домов. Планируется три источника финансирования. Депутатам было предложено два варианта программы. Первый – потребует 74 млн. руб. из городского бюджета и 86 млн. руб. из областного и федерального. Согласно ему, будут расселены дома по решению суда. Второй вариант более напряженный для города: 209 млн. руб. собственных и те же 86 млн. руб. федерально-областных. Тогда в список попадут и остальные аварийные дома. Указав на многочисленные недостатки программы, первое предложение члены комитета сочли более приемлемым. После доработки программы с учетом замечаний, ее заслушают на ноябрьском Собрании Думы. По предложению Николая Николайчука, программу следует принимать вместе с утверждением бюджета на новый год.
Проблема переселения жителей из ветхих и аварийных домов стоит в Томске острее, чем в соседних регионах в силу специфики старинной застройки. Депутаты городской Думы одной из важных для себя задач считают разрешение сложившейся ситуации. Недаром обсуждение городской целевой программы «Переселение граждан города Томска из аварийного жилищного фонда на 2006-2010 годы» на заседании комитета по градостроительству и землепользованию вызвало множество острых дискуссий. Действительно, актуальность проблемы такова, что решать ее следует программными методами с использованием комплексного подхода. В соответствии с программой, будут расселены не менее 20 аварийных многоквартирных жилых домов. Планируется три источника финансирования. Депутатам было предложено два варианта программы. Первый – потребует 74 млн. руб. из городского бюджета и 86 млн. руб. из областного и федерального. Согласно ему, будут расселены дома по решению суда. Второй вариант более напряженный для города: 209 млн. руб. собственных и те же 86 млн. руб. федерально-областных. Тогда в список попадут и остальные аварийные дома. Указав на многочисленные недостатки программы, первое предложение члены комитета сочли более приемлемым. После доработки программы с учетом замечаний, ее заслушают на ноябрьском Собрании Думы. По предложению Николая Николайчука, программу следует принимать вместе с утверждением бюджета на новый год.
Выслушав некоторых своих товарищей, председатель Думы Николай Николайчук сказал: «Не хочу, чтобы программа зашла в тупик. А опасения, по-моему, есть: складывается впечатление, что, готовя программу, два департамента даже не согласовали свои действия! Например, на вопрос, как увязать программу со строительством нового жилья, нам отвечают - потом увяжем. При формировании бюджета на этот год мы просили Администрацию - закладывайте деньги от продажи земли с аукционов на снятие обременения с площадок. И не получили ни одного предложения! Тут все повторяется. Вообще создается ощущение, что это простое выбивание денег из бюджета. А денег нет! И я согласен с депутатом Паршутой – должна быть прописана доходная часть. Считаю, нужна рабочая группа, которая учтет все наши замечания и только потом имеет смысл обсуждать документ на Собрании».
«Произошла девальвация слова «программа», - считает депутат по избирательному округу № 2 Евгений Паршуто, – Мне кажется, этот документ нельзя называть программой. Это, всего лишь, перечень домов на расселение. Где новые подходы, приемы, соображения, которые помогут разрешить проблему в целом? К тому же, в ней указана только расходная часть. А почему бы не прописать и предполагаемые доходы, например, от продажи земли через аукционы? Я тут услышал, что обремененную землю трудно продать. Сомневаюсь! Посмотрите на адреса - ул. Белинского, ул. Кузнецова – это же центр города! Желающие найдутся легко. И еще – я не увидел увязок с генпланом».
И депутат Максим Резников признал, что «это - не программа. Опять просим деньги в бюджете, чтобы расселить тех, кого и так обязаны расселить по суду».
Председатель комитета Владимир Замощин не увидел, «как связана программа с подготовкой земли под аукционы».
Мнение председателя бюджетно-налогового комитета Кирилла Новожилова коллеги выслушали очень внимательно: «Хочу заметить, 2007 год по бюджету ожидается еще более напряженным, чем нынешний. А программа даже не увязывает расходную часть с доходной от продажи земли. В этом году мы хотя бы заложили доходы от приватизации 400 млн. руб. Бессмысленно принимать такую программу».
Однако Алексей Сергеев не согласен с тем, что программа не нужна: «У нас уже есть опыт, когда в любой момент может появиться возможность включиться в областную или федеральную программу, а у нас ее не окажется. Кроме того, напомню, она предусматривает исполнение обязательств перед людьми по суду. В качестве корректировок предлагаю запретить продажу земли без аукционов и включить в программу условия продажи площадок. А также считаю, что Администрация должна обосновать очередность расселения».
Для справки
Жилищный фонд муниципального образования «Город Томск» в значительной степени представлен многоквартирными муниципальными деревянными домами, построенными в XIX - середине ХХ в. Сегодня они не соответствуют требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и имеют общий физический износ свыше 60 процентов. Ежегодно увеличивается доля деревянных домов, перешагнувших отметку в 65 процентов физического износа.
По данным органов государственной статистики, общая площадь муниципального ветхого и аварийного жилищного фонда на начало 2006 г. составляет 353,4 тыс. кв. м. в том числе, 7,5 тыс. кв. м. признаны аварийными и подлежит сносу. Ежегодный прирост ветхого муниципального жилищного фонда - 4-6 тыс. кв. м.
За счет бюджетных средств в 2004-2005 гг. расселено 3,63 тыс. кв. м.
Согласно прогнозу социально-экономических показателей г. Томска, стоимость 1 кв. м. жилья на первичном рынке в 2005 г. составила 19920 руб., 2006 г. – 230027 руб., 2007 г. – 26067 руб. На вторичном рынке за те же годы: 21489 руб., 24841 руб., 28120 руб. При этом обеспеченность жильем равнялась в 2005 г. – 18, 7 кв. м. на человека, 2006 г. – 19, 2 кв. м., 2007 г. – 19, 7 кв. м., а ввод жилья измерялся в 2005 г. – 249,3 тыс. кв. м., 2006 г. – 271,7 тыс. кв. м., 2007 г. – 294,6 тыс. кв.м.
Для успешного претворения программы в жизнь необходимо провести корректировку реестров муниципальных аварийных жилых домов; сформировать нормативно-правовую базу для переселения граждан; установить очередность сноса многоквартирных жилых домов, непригодных для проживания, и этапов переселения граждан. Основные задачи программы - разработать механизмы по переселению граждан из муниципального жилищного фонда, непригодного для проживания, и расселить проживающих в этих домах.
Расходы на реализацию программы в одном варианте составят 160 млн. 991 тыс. руб., в другом – 296 млн. 594 тыс. руб. (в ценах на конец 2005 г.). В первом случае паритетный принцип (по 16 млн. руб.) соблюдается, начиная с 2007 г.; во втором - предусмотрены ежегодные вложения в размере 50 млн. руб. со стороны города и 16 млн. руб. - софинансирование.
Объемы финансирования на 2006-2010 гг. подлежат ежегодному уточнению при формировании проекта городского бюджета, исходя из динамики рыночных цен на закупаемые квартиры. Риски, связанные с увеличением цен на вторичное жилье, закупку которого планируется осуществлять для расселения аварийных домов, будут устраняться путем корректировки финансирования программы. Денежное обеспечение мероприятий по переселению граждан может также осуществляться за счет средств, используемых Администрацией города для подготовки земельных участков, на которых находятся ветхие и аварийные жилые дома, для аукционов под новую застройку.
Администрация города Томска несет ответственность в том числе, за
- организацию работы межведомственной комиссии для оценки жилых помещений;
- проведение конкурсов муниципального заказа по закупке квартир для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
- заключение сделок купли-продажи квартир, закупаемых по результатам конкурсов муниципального заказа;
- выкуп жилых помещений, находящихся в частной собственности в аварийных многоквартирных жилых домах;
- оформление приобретенных квартир в муниципальную собственность и заключение с гражданами договоров социального найма;
- формирование графика финансирования программы;
- мониторинг целевого и рационального использования бюджетных средств;
- создание необходимой нормативно-правовой базы;
- взаимодействие с областным заказчиком соответствующей областной целевой программы;
- корректировку программы в соответствии с данными реестра муниципальных аварийных жилых домов.
Большая роль в сборе и предоставлении в Администрацию г. Томска информации о количестве собственников, нанимателей помещений аварийного муниципального жилищного фонда, составе их семей, потребности в жилых помещениях; непосредственном оформлении переселения граждан и демонтаже расселенного аварийного жилья и его документальном оформлении отводится администрациям районов города Томска.
Контроль за исполнением программы Дума города Томска оставляет за собой.