Кризис – не причина для снижения требований к соблюдению норм здоровья школьников
В Думе города Томска прошел «круглый стол» по вопросам здоровья учащихся муниципальных школ. В нем приняли участие городские депутаты Юрий Исаев, Светлана Буланова, Николай Салангин, Лев Пичурин, Сергей Панов, члены Детско-юношеского парламента, студенты факультета физической культуры и спорта педагогического университета, специалисты и ученые. По результатам общения принято решение передать в комитет по труду и социальной политике Думы города Томска предложение рекомендовать администрации г. Томска разработать городскую целевую программу «Здоровый школьник».
В Думе города Томска прошел «круглый стол» по вопросам здоровья учащихся муниципальных школ. В нем приняли участие городские депутаты Юрий Исаев, Светлана Буланова, Николай Салангин, Лев Пичурин, Сергей Панов, члены Детско-юношеского парламента, студенты факультета физической культуры и спорта педагогического университета, специалисты и ученые. По результатам общения принято решение передать в комитет по труду и социальной политике Думы города Томска предложение рекомендовать администрации г. Томска разработать городскую целевую программу «Здоровый школьник».
Наталья Михайлова, координатор Детско-юношеского парламента: «Мы с ребятами побывали в московской «Школе здоровья» № 449. Там регулярно проводятся диспансеризация и мониторинг здоровья учеников, контролируется вес каждого школьника, идут сезонные вакцинации, скрининг диагностики зрения. Дети получают фиточаи, кислородные коктейли. В школе создан уникальный оздоровительный комплекс «соляная пещера». Работают 4 спортзала. Разработаны программы психологической поддержки. Мы об этом говорили еще два года назад, и сегодня члены ДЮП обращаются к депутатам с просьбой рассмотреть возможность реализации и у нас в городе подобного проекта».
Заместитель начальника департамента образования администрации г. Томска Светлана Постникова: «Наша политика – каждая школа должна стать школой здоровья. И мы давно стараемся, чтобы эта модель начала действовать. Сегодня идет реализация принятой Думой программы «Здоровое питание детей». Бесплатно питаются 11,5 тысяч детей. Во многих школах установлена эргономичная новая мебель, проведен капитальный ремонт. Конечно, есть и проблемы. Скажем, не во всех школах существуют спортзалы. Нашим департаментом уже разработан проект программы «Здоровый школьник», и после утверждения мы готовы начать его реализацию. Сегодня организовать «Школы здоровья» можно хотя бы в одной из школ каждого района».
«Программа по сохранению здоровья дошкольников и школьников начала работать в Томске еще в 1999 году. Тогда энтузиасты из департамента образования и управления здравоохранения, педагоги работали, не получая ни копейки финансирования. Опыт есть. Сегодня проблема в том, чтобы укомплектовать штат школьных врачей и медицинских сестер. Специалисты идут туда неохотно из-за небольших заработных плат. Что касается состояния здоровья подрастающего поколения, вот результаты профосмотров учащихся томских школ: чуть более 6 процентов школьников здоровы, 65 процентов относятся ко второй группе здоровья и 28 - имеют хронические заболевания. Проведена оценка распространенности заболеваний. Например, среди средних школьников на первом месте болезни органов дыхания, на втором - нервные, затем инфекции и нарушение зрения. У старших - сколиоз, болезни глаз, заболевания мочеполовой системы. В целом, на состояние здоровья школьников влияют стрессы, сокращение двигательной активности, недостаток пребывания на свежем воздухе, нерациональное питание, курение, ранняя половая жизнь», - сказала главный специалист управления здравоохранения администрации г. Томска Тамара Лобастова.
Анастасия Селютина, ассистент кафедры теории и методики обучения физической культуре и спорту ТГПУ: «Подготовка учителей физкультуры в Томске началась в 1949 г. Сегодня педагогический университет готовит педагогов по трем специальностям: физическая культура, физическая культура с уклоном в лечебную физкультуру и физкультура и спорт. По нашим данным, сегодня от 20 до 60 процентов школьников не в состоянии освоить общеобразовательную программу. И хотя в перечне предметов для студентов фитнес, шейпинг, музакальная ритмика, они у будущих специалистов, по факту, оказываются не востребованы. Не велики, к сожалению, и зарплаты. И статус учителя физкультуры не высок. В школах не хватает спортзалов, отсутствует гимнастическое оборудование, недостаток лыжных баз и бассейнов. Это означает, что обучение происходит не на должном уровне. Пока есть перечисленные проблемы, говорить о качестве преподавания физической культуры в школах не приходится».
Выслушав участников «круглого стола», депутаты высказали свое мнение. Светлана Буланова: «Очень важные вопросы мы затронули сегодня. Особенно поразило меня выступления члена ДЮП Саши Лисовой, которая сказала, что ничего позитивного в плане здоровья в школах не происходит. Предлагаю всем членам ДЮП на себе проверить, как реализуются оздоровительные мероприятия в школах и доложить депутатам. Это будет материал для размышления и принятие конструктивных решений».
Николай Салангин: «Меня удивило, почему специалисты знают, как надо бороться за здоровье школьников, а проблемы остаются. Думаю, нам, взрослым, пора скоординировать свои усилия. Считаю, что сегодняшняя встреча была очень полезной. Спасибо всем, кто принял участие в разговоре».