Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева перед началом 31-го собрания
Хотел бы осветить несколько вопросов, которые актуальны как никогда. Один из них – это состояние нашей коммунальной инфраструктуры. На это недавно обратил внимание и губернатор области. Томск - город с более чем 400-летней историей и складывается ощущение, что столько же лет нашей инфраструктуре. В таком плачевном состоянии она находится.
Приведу несколько цифр для понимания всей тяжести нашего положения. На сегодняшний день общая протяженность тепловых сетей в городе Томске составляет порядка 679 км, из которых 143 км – это собственные магистральные сети АО «ТомскРТС», 457 км – это муниципальные сети, отданные АО «ТомскРТС» в аренду, и 19 км - бесхозяйных сетей, которые выявлены в последние годы.
Кроме этого, есть прочие сети - порядка 60 км тепловых сетей, из которых 37 км – это муниципальные сети после выносных узлов управления, 23 км – это собственные сети сетевых компаний.
Для подготовки города к зиме 2022-2023 годов со стороны АО «ТомскРТС» направлено 515 млн рублей без НДС, из которых 130,8 млн рублей на капитальный ремонт муниципальных сетей. Еще 257 млн рублей потрачены на текущий ремонт. В ходе ремонтной кампании 2022 года на тепловых сетях Томска было выявлено более 2000 дефектов. С каждым годом их закономерно становится больше.
Шесть лет назад в Томске перекладывали 6 км тепловых сетей в год, сейчас 10-12 км тепловых сетей, при необходимом плане замены 27-30 км в год. Отсюда следует, что износ тепловых сетей на данный момент составляет 80%. Более 400 км теплосетей имеют срок эксплуатации свыше 25 лет.
Есть еще одна системная проблема. В Томске практически развален рынок подрядчиков, так как в течение 4 лет не принимались новые сметные индексы на федеральные расценки.
Не был найден подрядчик для работ по муниципальному контракту в прошлом году на сумму в 100 млн рублей, так как реальная стоимость оказалась на 40 % выше. Ни для кого из нас не секрет, что только увеличение цены на металл с 2018 года составило 80%, а за последний год еще на 40%.
В 2022 году Правительство РФ предприняло ряд серьезных мер по привлечению инвестиций в коммунальную отрасль.
Первая – это предоставление непосредственно коммунальным предприятиям заемных средств из Фонда национального благосостояния на льготных условиях: 3% годовых на 25 лет, с началом выплаты тела кредита на 5-й год.
Общий лимит, выделенный на программу, 150 млрд руб. на 2023 год, но из-за большого количества заявок уже к августу 2022 года лимиты были израсходованы. Заявка от АО «ТомскРТС» на общую сумму 426 млн руб. была сформирована, но не прошла согласование в Минстрое в связи с исчерпанием лимитов. Что говорит о том, что необходимо увеличение финансирования этой программы.
Вторая попытка – это предоставление уже невозвратных субсидий регионам на условиях софинансирования: около 70% правительство (Фонд развития территорий), остальное из регионального и муниципального бюджетов, а также за счет внебюджетных источников – это средства коммунальных предприятий.
Эта программа рассчитана уже на два года 2023-2024-й с возможностью продления, общий лимит 150 млрд руб. ежегодно. Об этом уже говорил Владимир Владимирович Мазур.
Фонд развития территорий выделил на модернизацию систем коммунальной инфраструктуры Томской области 771 600 млн руб. С учетом обязательных объемов софинансирования, общий объем средств по Томску составит около 1 млрд руб. на 2023-2024 годы. Это серьезные вложения.
Считаю, что нам нужна серьезная федеральная программа по ремонту и замене изношенных коммунальных сетей. Возможно, это будет кредит под самый минимальный процент, но который смогут получать все регионы, даже с «плохим» финансовым положением.
Уверен, что такая программа поможет не только решить проблемы с изношенными коммунальными сетями, но и улучшить благоустройство за счет сокращения постоянных раскопок, улучшить привлекательность муниципалитетов Сибири и перейти от выживания к развитию.
Прошу наших областных коллег и депутатов Государственной Думы от Томской области рассмотреть возможность «пролоббировать» такую программу на федеральном уровне. Это системный и животрепещущий вопрос не только Томска, но многих других городов. Решение инфраструктурных проблем не только увеличит привлекательность наших городов, но будет большим импульсом для развития экономики в целом. Уверен, что несколько процентов к ВВП будет гарантировано.
***
Мы всегда открыты к диалогу с ресурсоснабжающими организациями. Тем более что обеспечение теплом в сибирских условиях – это в буквальном смысле жизненно важный вопрос. Не говоря об обеспечении чистой питьевой водой. Но у томичей и органов власти накопилось много вопросов к монополистам. Например, по поводу бесконечных раскопок.
Это ежегодная проблема, которая не имеет решения годами. Каждое лето город покрывается «кротовыми» норами, которые кое-как огорожены, стоят без видимых работ до самой осени, а затем наспех засыпанные грунтом покрываются снегом. Зачастую без всякого необходимого благоустройства и восстановления разрушенного асфальтового покрытия.
В связи с этим есть несколько предложений.
- Администрации города в кратчайший срок наладить согласование графиков с ресурсоснабжающими организациями по ремонту коммунальных сетей и текущего ремонта дорог на 2023-2024 годы.
Если по национальному проекту ремонт дорог первой категории согласуется (показательный пример, ул. Беринга, где капитальный ремонт дороги был смещен на один год из-за ремонта водовода), то с дорогами второй и третьей категории ситуация иная.
2. Разработать систему существенных, повторю, существенных штрафов для ресурсоснабжающих предприятий и их подрядчиков за затягивание ремонта и за несвоевременное или вообще отсутствие восстановительного благоустройства.
Понятно, что проще сразу раскопать весь город, таким образом сокращая издержки, и не торопясь проводить ремонтные работы. При этом мы постоянно наблюдаем практику, когда к раскопке несколько недель вообще никто не подходит. Так быть не должно. Это в первую очередь представляет опасность для томичей. Мы ждем трагедии? Ведь не дай Бог что-то случится, сразу найдутся механизмы, как этого можно было избежать. Кроме того, срок восстановления благоустройства зимних или ушедших в зиму раскопок сейчас не позднее 30 июня. Считаю, что очень поздно. Благоустройство можно проводить уже в мае. И как минимум к 1 июня все должно быть сделано. Прошу комитет городского хозяйства проработать эти предложения.
Считаю, что наши естественные монополии должны, наконец, проявить свою социальную ответственность перед томичами и своим городом и относиться к нему крайне бережно. Обеспечение теплом, водой, электричеством необходимое дело, но кому это все будет нужно, если люди из города будут уезжать в более комфортные города? А этот процесс, надо признать, уже идет. И сделать соответствующие выводы.
***
Традиционно много вопросов томичи задают по расселению аварийного жилья. Люди устали ждать. Тем более что в средствах массовой информации то и дело появляются новости, что тот или иной регион досрочно закончил расселение ветхого жилья, признанного аварийным до 2017 года, и приступил к следующему этапу переселения из домов, признанных аварийными в 2017-2021 годах.
Томичи справедливо интересуются, почему у нас это дело так медленно идет, ведь Федерацией на это выделяются немалые средства. Кроме того, регион в феврале 2020 года принял обязательство до конца 2023 года расселить все дома, выявленные до 1 января 2017 года. Но если посмотреть списки районных администраций, выложенные на сайте мэрии, то складывается впечатление, что этого не произойдет.
Возмущение у людей вызывает отсутствие полной и актуальной информации по расселению. Необходимо наладить информирование жителей таких домов. Актуализировать информацию на страницах районных администраций, написать приблизительные сроки расселения. Например, у Советского района опубликован список расселения аварийных домов по состоянию на 1 марта 2020 года. Как будто три года не прошло. Люди должны понимать, чего им ждать и когда. Из-за этого, в том числе складывается впечатление, что расселения «авариек» в Томске нет. Прошу Михаила Аркадьевича Ратнера обратить на это внимание.
***
Хотел бы заострить внимание еще на одном вопросе. Последние несколько лет администрация города активно проводит межевание городской территории. Причем по странной логике. Каким-то многоквартирникам достается участок под отмостку, а кому-то «прирезаются» участки земли, к конкретным МКД никакого отношения не имеющие. Например, зоны зеленых насаждений, которыми пользуется весь район, или внутридворовые транзитные проезды.
При этом никто вслух не говорит о главной цели этого процесса: чем меньше у муниципалитета земли, тем меньше объектов на обслуживании и меньше ответственности. Жителям МКД почти никогда не говорят, что с «лишним довеском» они получают и дополнительную финансовую нагрузку. Например,
- уборку земельного участка, входящего в состав общего имущества;
- содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
- содержание и уход за элементами озеленения. Обрезка деревьев теперь за свой счет;
- содержание и уход за элементами благоустройства, расположенными на земельном участке.
Фактически большее обременение накладывает обязанность по содержанию внутридворовых проездов, которые прирезаются к МКД, но по факту используются как транзитные для движения к другим домам. При этом теперь ни городская, ни районные администрации не имеют права там проводить ремонт.
С такими проблемами столкнулись жители домов по Иркутскому тракту 51, Иркутский тракт, 37 и многие другие. Мэрией просто скидываются проблемы на плечи жителей. В итоге имеем негативное отношение к городской администрации у жителей «пострадавших» МКД, которые получили то, чего не просили, в итоге за это еще и должны. Чтобы отказаться от такого подарка, они теперь должны пройти девять кругов ада. При этом без каких-либо гарантий в успехе.
При всем при этом мэрия просит увеличить расходы на содержание контейнерных площадок, обрезку деревьев, на содержание и благоустройство территорий и т.д. Считаю, что такая позиция выглядит по меньшей мере странно и несистемно. Вообще, удивляет несистемность в работе мэрии. Работа больше похоже на тушение пожаров, которые администрация зачастую сама и создает.
При работе над проектом бюджета на 2024 год мы внимательнейшим образом будем смотреть на такие случаи. Чем меньше объектов у администрации, то и денег на их содержание должно быть меньше. Это будет справедливый, системный и комплексный подход.