Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева перед началом 26-го собрания
... Закончила свою работу согласительная комиссия по проекту городского бюджета на следующий год. Работа была непростой, с подробным обсуждением каждой строчки бюджета. Как и предписывает регламент, все было основано на принципе паритета представителей администрации города Томска и депутатского корпуса. Были рассмотрены основные параметры бюджета, все муниципальные программы и затем тщательно проанализированы все предложения, которые поступили от депутатов, фракций, депутатских объединений. Результат этой скрупулезной, а где-то и творческой работы, нам сегодня предстоит рассмотреть.
Проект бюджета в этом году получился, думаю, можно так сказать, компромиссным. Если по некоторым направлениям наше видение совпадало с точкой зрения администрации, то по некоторым позициям шла нешуточная борьба до последнего дня, а часть вопросов пришлось выносить на обсуждение и финальное «причесывание» комитета по бюджету, экономике и собственности. Но это еще раз подчеркивает, что депутатский корпус, к которому в прошлом году некоторые относились снисходительно, умеет отстаивать свои позиции до последнего, а администрация города умеет принять отличную от своей точку зрения.
Получилась действительно совместная работа, за которую большое спасибо всем участникам этого непростого процесса: депутатам Думы города Томска, и.о. мэра Михаилу Аркадьевичу Ратнеру и представителям администрации, а также сотрудникам Счетной палаты города Томска и лично Людмиле Владимировне Смольниковой и Ольге Юрьевне Пыхтеевой.
Так, например, почти не было споров по ремонту дорог второй и третьей категорий. Эта программа очень хорошо себя показала в этом году. Поэтому в 2023 году мы предлагаем направить 200 млн рублей.
Очень хорошо себя зарекомендовала программа по благоустройству дворовых территорий. Поэтому эту работу, результат которой мы увидели в этом году, необходимо продолжать. Сейчас мы предусмотрели почти 59 млн рублей, но обязательно вернемся к этому вопросу в феврале. Надеемся, что регион, как и планировал, подставит плечо муниципалитетам.
В прошлом году ваш покорный слуга выступил с инициативой создания муниципальных бригад для ремонта безхозяйных сетей и выносных теплоузлов, которые ремонтировались по остаточному принципу и несколько тысяч жителей до ноября оставались без тепла. Проработав это предложение, администрация пришла к выводу, что создание таких бригад будет чрезмерным, но целесообразно выделение средств для такого вида работ. И впервые в 2022 году мы заложили на это почти 10 млн рублей. В итоге получили очень хороший результат. Поэтому на следующий год планируется увеличение расходов на эти работы до 20 млн рублей.
Кроме того, планируем увеличить финансирование городского бюджета на реконструкцию теплосетей до почти 200 млн рублей. Состояние теплосетей – это наша общая боль. Подготовка к отопительному сезону в этом году показала, что тянуть с решением этого вопроса больше нельзя. Иначе наступит коллапс. Что значит остаться в Сибири зимой без тепла, уверен, объяснять никому не нужно. Надеюсь, что региональные власти услышат наш призыв и также выделят средства на эти работы в таком же размере.
Еще одна боль – это состояние ливневок. В этом году впервые планируем довести средства по статье содержание, ремонт и устройство ливневой канализации до 57 млн. Кроме того, выделить еще около 8 млн на строительство ливневки по ул. Бирюкова, 6.
Радостная весть пришла и для мкр. Наука. Область получила федеральные средства для строительства сетей водоснабжения в этом микрорайоне. Поэтому мы выделяем средства в качестве софинансирования этих работ, общая стоимость которых составит почти 200 млн. рублей.
Предусмотрены средства для софинансирования с областью в размере 28,7 млн и для технологического подключения к электрическим сетям территорий в районе Кузовлевского тракта. Этот вопрос уже стал притчей во языцех и наконец-то он сдвинется с мертвой точки.
Не оставили без внимания и вопрос оснащения школ после капитального ремонта. Считаю, абсолютно неправильным, когда школа после капитального ремонта оснащается старой мебелью. В итоге получаем фактически новую школу с мебелью и оборудованием прошлого века. Поэтому заложены средства в размере 31,5 млн для оснащения лицея № 8 и школы № 5, которые выйдут в 2023 году из капитального ремонта. Уверен, что, пройдя через все испытания, которые пришлось пережить, ученики и их родители, педагогический состав этих школ, особенно лицея № 8, это заслужили. Предлагаю взять за правило простую формулу: капитальный ремонт + новое оборудование и мебель = запланированные средства в бюджетах города и области. Предлагаю областным коллегам присоединиться к такому подходу.
Это лишь небольшая часть тех программ, которые были рассмотрены согласительной комиссией. Все изменения в первоначальный проект бюджета города на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов внесены и представлены на рассмотрение сегодняшнего собрания.
***
2 декабря стало известно, что перевозчики предложили администрации города с начала 2023 года поднять стоимость проезда в общественном транспорте как минимум на 4 рубля – до 28 рублей днем и 35 рублей после 21.00. Объясняют это ростом цен на горюче-смазочные материалы и запчасти. При этом, напомню, согласно заключенным контрактам плата за проезд поднимается на 1 рубль в год.
Это еще раз доказывает правильность моей инициативы о создании конкурентоспособного муниципального транспорта. Я не буду повторять все предложения, которые уже неоднократно обсуждались. Хочется задать вопрос мэрии: в конце августа прошлого года администрацией города должна была быть представлена в Думу концепция развития муниципального транспорта, затем этот срок сдвинулся на конец 2021 года, сейчас конец 2022 года, увидим ли мы обещанную концепцию?
Уверен, что столько времени потребовалось для разработки полноценной программы, которая включает в себя не только городской электрический транспорт, который безусловно требует развития, и свои предложения я уже высказывал, но и муниципальный автобусный, а также проработанный вопрос с подвозными маршрутами автобусами малой вместимости для доставки пассажиров из таких поселков как, например, Родионово, Спутник, МПС Северный или крайних домов в Зеленых горках, или Радонежском до остановок действующих маршрутов общественного транспорта. Хотелось бы увидеть уже в ближайшее время полноценную концепцию.
Пока же мэрия как пожарный бегает и тушит пожары с отказом работать на маршрутах некоторых перевозчиков, которым это невыгодно, разрабатывает варианты обеспечения транспортной доступности присоединенных территорий, совершает без преувеличения героические усилия, когда соединяет несовместимое и решает возникающие как снежный ком вопросы. Но при этом, пока не видно работы на перспективу. В 00.00 часов 1 января 2025 года закончатся действующие контракты. Времени для раскачки нет.
Обеспечение транспортной доступности - это обязанность муниципалитета. Ситуация, сложившаяся в июле этого года в Колпашево, когда с окончанием действия контрактов на несколько маршрутов город рисковал остаться без общественного транспорта, в Томске повториться не должна. Сейчас же на рынке перевозок вакханалия. Количество жалоб томичей и случаи отмены контрактов – этому прямое доказательство.
***
Хотел бы акцентировать внимание еще на одной проблеме, даже не городского, а скорее национального масштаба.
Зажглась главная елка города на Ново-Соборной площади. В этом году она никого не оставила равнодушными. Город украсила новогодняя иллюминация. Но бросается в глаза отсутствие привычных уже и всем полюбившихся горок на центральной городской площади.
Вообще, в этом году в городе стало значительно меньше ледяных горок. Это связано с тем, что согласно новому законодательству, временно устанавливаемые ледовые горки отнесены к немеханизированным аттракционам. И теперь для горок выше 40 см необходима регистрация в Гостехнадзоре, а на большие горки нужно еще и сертификат безопасности получить. Для этого необходимо изготовить эксплуатационную документацию (паспорт, формуляр, журнал технического обслуживания и ремонта аттракциона), информационные материалы (о правилах поведения на аттракционе, времени работы, телефонами экстренных служб), обеспечить работу операторов, осуществляющих эксплуатацию аттракциона.
Эти же требования заложены в ГОСТ «Безопасность устройств для развлечений. Горки зимние», но ранее они действовали для добровольного применения. Некоторые положения ГОСТа выглядят довольно курьезно. Например, качество воды, которой заливается горка, должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Горка должна быть только прямой, без виражей. Освещение в темное время суток должно быть со всех сторон, при этом светильники должны быть расположены таким образом, чтобы свет исключал образование теней и так далее.
На мой взгляд, ситуация просто доведена до абсурда. Старинная русская забава – катание с ледяной горки – становится недоступной. УК, ТСЖ, ЖСК отказываются устанавливать горки во дворах, потому что штрафы за нелегальные горки составляют до 300 тысяч рублей, а исполнить все требования и пройти регистрацию очень затруднительно. Районные администрации сократили количество горок на своих территориях. Кроме этого, за регистрацию аттракциона предусмотрена немаленькая пошлина, я уже не говорю о сертификации. А ведь она не круглогодичная, максимум дети покатаются три-четыре месяца.
Хотел бы отметить, что никто не покушается на необходимую безопасность ледовых фигур и других объектов, но не нужно все доводить до абсурда! Прошу депутатов Государственной Думы от Томской области обратить свое внимание на эту проблему. Сибирь, где снег некуда зимой девать, осталась без горок. Кроме того, уверен, что оборудованная по правилам даже самая большая горка будет безопаснее, чем склоны оврагов, на которые дети пойдут кататься, если не будет бесплатных горок в городе. А с таким подходом их не будет!
Уважаемые коллеги! Призываю всех при принятии решений, разработке механизмов исполнения нормативных актов и контроля их исполнения прежде всего руководствоваться здравым смыслом! Иначе излишняя зарегулированность приведет к абсурду и невозможности ведения хозяйственной деятельности.
***
Есть и положительные моменты. В этом году не было традиционного дня «жестянщика». Несмотря на погодные условия, не было традиционного коллапса, а город, используя легендарную фразу Вячеслава Михайловича Черноуса, – в порядке. Даже обильный снегопад на этой неделе не вызвал обычных уже многокилометровых пробок. И это несмотря на сложную ситуацию в МБУ «ТомскСАХ». Можно сказать, что в текущих условиях они справились. Весь город надеется, что так будет до конца зимы.
Но, думаю, стоит рассмотреть и экономически просчитать вариант работы этого предприятия по старой, еще советской модели, когда в каждом районе города было свое спецавтохозяйство. Уверен, что такой вариант работы заслуживает тщательного изучения. Возможно, что это путь выхода предприятия из того кризиса, в котором оно сейчас находится. Прошу Михаила Аркадьевича поручить профильным структурам проработать этот вопрос и представить в Думу возможные варианты при такой схеме деятельности предприятия...