Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева перед началом 20-го собрания
...В начале нашей работы хотел бы еще раз всех поздравить с прошедшим в воскресенье Днем России. Всем пожелать сил, терпения, целеустремленности и характера, для того чтобы все наши старания и устремления на благо родной страны и родного города давали тот результат, на который рассчитывают томичи.
За те полтора года, что работает седьмой созыв Думы города Томска, в городской общественной жизни произошли некоторые изменения. И горожане с определенной долей оптимизма эти изменения восприняли. Тем более, что и созыв стал открытым, все собрания и работа комитетов ведутся с прямой трансляцией, почти все депутаты завели свои телеграм-каналы, где не только отчитываются о проделанной работе, но и делятся своими мыслями с томичами. Ваш покорный слуга был одним из первых. И сейчас в моем телеграм-канале, как и в каналах многих депутатов, открыты комментарии, на которые все депутаты без исключения, и я в том числе, отвечаем лично. В этом плане мы можем только приветствовать распоряжение врио губернатора Владимира Владимировича Мазура к представителям власти начинать работу в социальных сетях. Я бы предложил еще это делать не только главам муниципальных образований, но и их заместителям. Поверьте, вы бы очень многое дополнительно узнали об оценках работы горожанами и тех болевых точках, требующих оперативных решений.
***
Избранные депутаты как от партий, так и самовыдвиженцы, стали погружаться во все тонкости городского хозяйства и бюджетных процессов, выдвигали множество предложений, иногда, в силу отсутствия опыта, малоприменимых, но инициатива изменить жизнь города к лучшему всегда была для нас в приоритете. Со временем и предложения стали продуманными и применимыми к жизни. Но зачастую все начинания депутатов разбивались о бюрократический формализм, а также отсутствие желания у некоторых представителей городской и районных администраций что-то менять в своей работе. По многим вопросам, к сожалению, виден крайне поверхностный подход к делу и затягивание времени при решении самых животрепещущих вопросов.
Так, например, ровно год назад с этой трибуны я выдвинул предложения по реформированию городского общественного транспорта. Этот вопрос назрел уже давно и свое личное мнение, и свое видение именно комплексного решения вопроса я высказывал неоднократно, повторяться не буду. Но напомню, что еще в сентябре прошлого года в Думу должна была быть представлена концепция развития городского общественного транспорта. Однако, до сих пор этого не произошло. Сначала сменился руководитель ТТУ, затем были разные другие причины. Может в администрации этим вопросом никто не занимается?
Томичей не устраивает нынешняя ситуация с общественным транспортом. Нас же, депутатов, не устраивает отсутствие комплексного подхода к решению вопросов у городской администрации. Что говорить, если вопрос о повышении зарплаты работников ТТУ сдвинулся с мертвой точки после встречи ряда депутатов с коллективом предприятия, где вопрос дефицита кадров из-за низкой заработной платы был поставлен ребром. Сейчас такой же вопрос возник в МБУ «Томск САХ», но и здесь мы пока не видим четких предложений.
Кстати, в рамках комплексного подхода могу предложить администрации еще одну идею, кроме тех, что уже предлагал ранее для улучшения транспортной доступности районов города. Считаю необходимым проработать строительство трамвайных линий и запуск трамвайных маршрутов с Иркутского тракта через ул. Ивановского, ул. Энтузиастов, ул. Балтийскую, а также связать микрорайон Супервосток, пос. Родионово, Зеленые горки, пос. Хромовку с выходом на пр. Фрунзе и ул. Лебедева. Это должны быть современные линии для скоростных трамваев, которые уже успешно эксплуатируются в других городах. Так мы не будем забивать дороги дополнительным транспортом в виде автобусов и троллейбусов, решим вопрос с обеспечением общественным транспортом этих районов и улучшим их инфраструктуру. Деньги на это есть в федеральных программах, в которых соседние регионы не только участвуют, но и уже получают результат.
Очень хотелось бы увидеть это предложение в концепции развития городского общественного транспорта, которую надеюсь мы увидим в Думе, и которую смогут оценить томичи. Также нужно предусмотреть и развитие речного транспорта. Город будет развиваться на обоих берегах Томи. Это уже неизбежность. И пусть сезон у нас короткий, но речной транспорт может связывать оба берега и разгружать дороги общего пользования. И не только оба берега. Связать несколько муниципальных образований речным маршрутом, например, Томск-Северск через Северный парк, свободным от пробок на дороге, также вполне возможно. Считаю, что нам всем об этом нужно тоже подумать.
***
Еще один вопрос, требующий пристального внимания – это Генеральный план города.
За полтора года у нас так и нет понимания, как администрация планирует развивать город. Например, до сих пор нет понимания, когда появится актуальный генеральный план. Нам говорят: сам план есть, но требует актуализации, и эта работа будет сделана через несколько лет. На это нужны средства, но на согласительной комиссии никто особо на этом не настаивал. Значит так нужен актуальный генплан. Видимо, администрацию все устраивает. Только это не устраивает томичей.
Нет никакого понимания в вопросе строительства новых дорог. Не ремонта, здесь как раз благодаря национальным проектам и инициативе депутатов по ремонту дорог второй и третьей категорий, все понятно. Именно строительства новых дорог. В огромных пробках Зеленые горки, ул. Балтийская, площадь Южная, ул. Суворова, въезды в город с Богашевского тракта и со стороны Северска. В результате ремонта Коммунального моста теперь еще и со стороны Черной речки и Северного парка. Улица Мостовая встает намертво в утренние часы, а ведь ремонт Коммунального моста только начался. Несколько лет мы говорили о необходимости его ремонта, но комплексно к вопросу организации движения на время ремонта так никто и не подошел.
Нет решений по расширению проезжих частей на въездах в город и дороги в сторону Аэропорта. Нет предложений решения транспортного коллапса в районе Транспортного кольца, а ведь именно здесь самое узкое горлышко, из-за которого любые улучшения дорожной инфраструктуры этого района полностью нивелируются. Не было инициативы и предложений от администрации по строительству третьего моста. Депутаты и общественность буквально кричали о его необходимости. Отрадно, что томичей и депутатов сразу услышал врио губернатора, и теперь есть надежда, что он все-таки будет построен. А ведь нужен уже не только третий, но и четвертый мост в районе Аникино. Нам говорят о проекте строительства малого транспортного кольца, который с каждым днем становится все более мифическим. Еще через пару лет этот миф будет передаваться из уст в уста под покровом ночи. Видимо, скоро Томск будут называть Сибирскими Афинами не за количество университетов, а за эту мифологию.
Нет комплексных решений в градостроительной политике. Квинтэссенцией всего стало возмущение жителей из-за начала строительства микрорайона Супервосток. Ситуация настолько глубоко плачевна, что никакие тактические решения ничего изменить не смогут.
Говорят, что в городе нет земли для застройки. Но практически в центре города, в Хромовке, у нас целый полигон для приема и складирования снега. Это что за роскошь такая? Где инициатива мэрии в этом вопросе? Где решения по комплексной застройке этой территории? При этом в непосредственной близости от полигона живут люди. Считаю, это просто недопустимым. Прошу записать протокольное поручение администрации города представить в Думу предложения по переносу этого снегоотвала и рекультивации этой территории.
***
Не все хорошо и в работе депутатов. И это нужно признать. С самого начала работы созыва многие депутаты проявляли завидную активность, хотели максимально погрузиться в проблематику и участвовать практически во всех рабочих группах, комитетах и комиссиях. И не только думских, но и в коллегиальных органах, созданных и работающих при администрации города. Видимо, не рассчитав своих сил, такую работу многие депутаты прекратили. А ведь это непосредственно влияет как на работу соответствующих собраний, так и на имидж самих депутатов и Думы города Томска.
Так, в постоянную комиссию по регламенту и правовым вопросам поступило письмо от администрации города об участии депутатов в работе таких комиссий и рабочих групп. Например, в комиссии по вопросам предоставления муниципального имущества в безвозмездное пользование некоммерческими организациями входят три депутата: А. Фатеев, А. Канарев, А. Полевечко, которые пропустили, соответственно, 40%, 60%, 80% заседаний. Транспортная комиссия, в которую входят три депутата, двое из них А. Белоусова и Я. Тюкавкин, в заседаниях не участвовали. Комиссия по землепользованию и застройке, в которую входят депутаты А. Фатеев, Д. Аветян, И. Леонтьев, А. Петров, К. Куртуков, Ю. Ворошилин, А. Полевечко, пропуски составили от 5 до 58%. Межведомственная приемочная комиссия по приемке жилых помещений, приобретаемых для муниципальных нужд на территории муниципального образования «Город Томск», в которую входит Андрей Геннадьевич Петров сообщает, что он пропустил 30 заседаний из 30. Правда, есть приписка, что он не уведомлялся о проведении. И это тоже вопрос по организации работы таких собраний.
Общественная муниципальная комиссия по обеспечению реализации муниципальной программы «Формирования современной городской среды» на территории муниципального образования «Город Томск», в которую входят депутаты М. Худякова, Д. Аветян, И. Андреев, А. Полевечко, пропуски составили от 25 до 38% собраний.
Комиссия по установлению границ ТОС, в которую входят депутаты М. Забелин и А. Петров, пропущено 67% собраний. И таких примеров много. Кроме уже названых, указаны еще депутаты И. Первушина, А. Федченко, А. Балановский, В. Еремин, А. Цин-Дэ-Шань.
Коллеги считаю, что все должны сделать выводы. Мы работаем только потому, что заслужили доверие томичей, которые нас избрали и должны его оправдывать каждый день. Если кто-то не готов, тогда нужно набраться смелости и выйти из состава всех комиссий. Имитацией работы, к сожалению, никого не удивишь. И нам такой подход точно не нужен.
***
Есть и позитивные новости. Инициативу врио губернатора Владимира Мазура о капремонте школ в Томской области поддержали в Москве. Председатель партии «Единая Россия» Дмитрий Медведев пообещал поддержку на уровне партии и правительства. За деньги федерального бюджета будут приведены в порядок здания, закуплено новое оборудование и учебники.
Что это значит для Томска? Это значит, что у нас есть шанс закрыть вопрос с капитальным ремонтом школ на длительный период и привести в нормативное состояние все школы города. В рамках комплексного подхода от города требуется предусмотреть и заложить в бюджет деньги на проектно-сметную документацию, либо ее актуализацию, а также решить вопрос по организации учебного процесса на период проведения ремонта.
Это очень сложный период и для учителей, и учеников, и их родителей. Надо сделать это уже сейчас, чтобы к началу ремонтов была отработана вся система, вплоть до гардероба «гостей» принимающей школы и пошаговой инструкции для родителей.
Кроме того, просто необходимо привести в порядок не только здания, но и территории школ. Считаю, что абсолютно недопустимо, когда у отремонтированной школы находится спортивная площадка, на которую без слез не глянешь. Это полностью нивелирует весь эффект от ремонта. И сделать все нужно максимально эффективно.
Как пример таких площадок можно привести школу №67. На территории школы, где фактически была разбитая и заросшая старая спортивная площадка, на которой было просто небезопасно заниматься, в рамках национального проекта «Демография» должна появиться арена, вокруг которой сделают три беговые дорожки, волейбольную и баскетбольную площадки и площадку для воркаута. Также там планируется разместить трибуны и два силовых тренажера. Все работы должны быть закончены к осени 2022 года. На обустройство площадки будут направлены почти 30 миллионов рублей из федерального и областного бюджетов. От нас требуется лишь найти средства для выравнивания грунта и подготовительных работ. Малыми средствами мы достигнем хорошего результата...