Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева перед началом 16-го собрания
...Не могу не высказаться по некоторым темам, которые вызвали определенный резонанс в городе Томске.
В очередной раз приходится начинать с квитанций, которые пришли томичам в январе за тепло и вообще с вопросов начислений оплаты за этот вид услуги. Это, к сожалению, становится уже ежегодным мероприятием. Приходят квитанции, поднимается волна возмущения, органы власти судорожно пытаются ответить на шквал вопросов. В итоге, через какое-то время острота ситуации спадает сама по себе, но так как никаких действенных мер никто не предпринимает, через определенный период все начинается снова.
В этом году люди возмущены начисленными суммами за декабрь. Итоговые цифры получились в несколько раз выше, чем обычно. Ресурсоснабжающая организация объясняет это тем, что гражданам, которые оплачивают по 1/12, сделан перерасчет, так как отопительный сезон в 2021 году оказался на 19 дней длиннее, чем обычно; средняя температура воздуха оказалась ниже, соответственно и затрат компания понесла больше. Поэтому томичи, оплачивающие по 1/12, и получили итоговый годовой перерасчет.
У многих горожан, такая позиция компании вызывает много вопросов. Например, руководство компании понимая, что перерасчет неизбежен, могло бы провести работу по оповещению граждан, что платежки могут быть выше. Пойти навстречу гражданам и предложить оплату частями. Ведь не секрет, что после новогодних праздников, с учетом экономической и пандемийной ситуации, у горожан на счету каждая копейка. Считаю, что компания-монополист, в рамках своей социальной ответственности, которая провозглашается, должна прилагать усилия по информированию со своей стороны, а не перекладывать ответственность в этой сфере на плечи муниципалитета.
Много вопросов вызывают и тарифы на тепло. Например, почему в Томске тариф на тепловую энергию, каждый раз повышается на максимально возможную величину. Так, например, за период с 1 января 2019 года, с учетом грядущего июльского повышения в этом году, рост тарифа на тепло составит 30,2%. Уровень инфляции за этот период 15,2%. Учитывая, что это и так самая дорогая коммунальная услуга, такой рост очень бьет по карману томичей.
Для сравнения, в других регионах тарифы тоже растут, но другими темпами. Так, в Барнауле за этот период рост около 11%. С 1 июля рост тарифа для 70 % населения Омска, получающих тепловую энергию от АО «Омск РТС» по сетям МП Омска «Тепловая компания», составит 1,3 % (с 1663,75 до 1685,28 рубля/Гкал). Это города с такими же климатическими условиями. Эти же вопросы можно отнести ко всем ресурсоснабжающим организациям.
Компания «ТомскРТС» является без преувеличения жизнеобеспечивающей для Томска. Бесперебойное обеспечение теплом – это жизненная необходимость и нам, естественно, не безразлична судьба компании и ее стабильная работа. Но считаю, что между организацией и населением должен быть выстроен полноценный диалог. Чем больше будет информации, тем меньше будет возникать у томичей вопросов. Поэтому предлагаю на площадке Думы города Томска организовать и провести ряд встреч с представителями каждой ресурсоснабжающей организации по отдельности, представителями департамента тарифного регулирования администрации Томской области, которые уже говорили о готовности к таким встречам (письмо-приглашение на профильного заместителя губернатора мы отправим), депутатами городской Думы, журналистами, для того, чтобы у всех было понимание: как, из чего, по каким параметрам складывается тариф, какая разница в оплате по 1/12, 1/9 или по факту, почему разные начисления и вообще, как сегодня живут и работают ресурсоснабжающие компании от которых зависит без преувеличения жизнь томичей. Уверен, что руководство «Томской генерации», «ТомскРТС», «Томскводоканала» и других компаний, а также представители областной власти, найдут возможности принять самое активное участие в таких встречах, тем более, что это в интересах всех и особенно населения города Томска.
***
Невозможно не сказать несколько слов о трагедии в Забайкальском крае, которая всколыхнула всю страну. Специально не стал говорить об этом сразу, в первые дни, потому что появилось очень много высказываний разных экспертов, экологов, зоозащитников, их противников, а также желающих привлечь внимание к себе на фоне такого ужасающего случая.
Звучали абсолютно разные мнения, от откровенно «хайповых» - до научно-обоснованных. Но я не услышал ответа на простой вопрос: почему проблема безнадзорных собак стала такой острой с введением этого закона? Почему в советское время, которое принято ругать, такие случаи если не отсутствовали совсем, то были настолько единичными, что каждый из них становился ЧП союзного масштаба. А сейчас о нападениях собак на людей в городах и поселках нашей страны можно ежедневно читать как криминальную хронику.
Ещё на стадии обсуждения ФЗ №498 было много споров и скандалов, а в народе он быстро получил название "закон о собаках". Практика его применения показала, что к заботе о ком бы то ни было, этот нормативный акт имеет мало отношения. Не удивлюсь, если в стране не осталось ни одного города, где администрации не завалены жалобами на нападение собак или наличие бездомных стай. И нигде муниципалитетам эту проблему в полном объёме решить не удалось. В условиях, которые создает этот закон, это очень сложно сделать. А в малых городах, с их бюджетной обеспеченностью, наличием или зачастую отсутствием подрядных организаций, наверное, и невозможно. Сложная ситуация и в нашем городе. Когда не хватает средств на самое необходимое, довольно трудно создавать новую отрасль экономики. А по затратам, организационным вопросам и масштабам – это именно отрасль, но об этом почему-то никто не говорит. Мы должны найти 5,5 млн рублей на подготовку проектно-сметной документации для строительства приюта для безнадзорных животных. Сейчас обращаюсь к Михаилу Аркадьевичу – считаю, что мы должны изыскать внутренние резервы и эти средства найти. Однако, когда будет понятна полная стоимость строительства, нам придется обращаться за помощью в регион, так как средств муниципалитета, здесь не нужно быть большим специалистом чтобы это понять, мы точно не найдем.
А ведь еще несколько лет назад проблема нападения бездомных собак если не отсутствовала в повестке, то совершенно точно она не была настолько острой. И с каждым днем ситуация только ухудшается. Поэтому, довольно странно слышать комментарии автора этого закона, который говорит о том, что вся вина на чиновниках. Так и хочется его спросить вопросом, который задал Президент с трибуны ООН: «Вы хоть понимаете теперь, чего вы натворили?»
Хотелось бы обратиться к депутатам Государственной Думы от Томской области. Вы хорошо знаете положение наших муниципалитетов, так как всегда были со своими избирателями, а Владимир Игоревич Самокиш, не понаслышке знает и состояние бюджета города Томска, да и области в целом. Когда будут обсуждаться поправки в ФЗ № 498, считаю, что вы должны донести чаяния своих избирателей: в первую очередь закон, и не только этот, должен защищать людей. И соответствовать здравому смыслу и справедливости!
***
Не могу не отреагировать и не сказать несколько слов об открытом письме, которое было опубликовано в СМИ и зарегистрировано в Думе города Томска в прошлую пятницу. Я говорю о письме перевозчиков Томска и Северска, которые написали открытое письмо жителям Томской области и органам власти, где уведомляют, что отказываются перевозить пассажиров по единому социальному проездному билету (ЕСПБ), поскольку на данный момент отсутствует методика расчета компенсаций из бюджета. Хотя это не полномочия муниципалитета, но Дума города Томска тоже один из адресатов этого письма.
Эта ситуация еще раз убеждает меня в правильности идеи о возрождении полноценного муниципального пассажирского транспорта. Не только электрического, но и автобусного, который свяжет все районы города. По реакции горожан на это письмо, можно сделать вывод, что томичи разделяют эту позицию, и мы должны ускорить эту работу. Сегодня нам предстоит проголосовать за направление обращения к губернатору Томской области о создании межведомственной рабочей группы для рассмотрения вопросов о развитии транспортной инфраструктуры и транспортного обслуживания территорий, входящих в агломерацию «Томск – Северск – Томский район».
Я не знаю, на какую реакцию рассчитывали перевозчики, но эффект оказался явно не в их пользу. Проблемы с методикой расчета наверняка есть, есть судебные решения, которые все обязаны выполнять. Но в заложниках ситуации оказались самые социально незащищенные слои населения. Поэтому я призываю перевозчиков, до решения этого вопроса продолжить перевозку пассажиров с ЕСПБ. В этом письме очень много было красивых ссылок на Конституцию Российской Федерации, поэтому я предлагаю авторам письма еще раз ее внимательно перечитать. Делать заложниками ситуации томичей в хозяйственных спорах – просто недопустимо...