Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева перед началом 12-го собрания
...Уважаемые коллеги, сегодня мне хотелось бы начать нашу работу со слов благодарности. Благодарности всем педагогам и ветеранам педагогического труда, всем 67 педагогическим коллективам города. Поздравить их с профессиональным праздником – Днем учителя и поблагодарить за добросовестный труд и верность профессии. От имени всех депутатов Думы города Томска пожелать всем педагогическим работникам и всем, кто связан с педагогическим трудом крепкого здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в профессиональной деятельности!
Среди наших коллег есть депутаты, для которых этот день не просто очередной праздник. Это Татьяна Владимировна Богомолова и Диана Викторовна Смолякова. Мы поздравляем наших коллег с их профессиональным праздником! Пусть вас всегда окружают уважение и почет!
Сегодняшнее собрание проходит после перерыва, связанного с выборами депутатов в Государственную Думу и Законодательную Думу Томской области.
Закончились предвыборные баталии, подведены итоги голосования и объявлены победители. Даже у самых несогласных кандидатов результаты выборов не вызвали сомнений. Мы поздравляем наших коллег, победивших на выборах и прошедших на областной и федеральный уровни. Это Владимир Игоревич Самокиш, избранный депутат Государственной Думы, и Максим Юрьевич Вдовин, депутат Законодательной Думы Томской области. Теперь самое время приступать к выполнению всех обещаний, которые давались в предвыборный период, и обещания превращать в хорошие инфоповоды с отчетами о выполненных обещаниях.
К сожалению, не у всех получается радовать население хорошими новостями. Не прошло и недели после выборов, как пришла новость, что называется, откуда не ждали. В СМИ появились публикации о возможном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги сверх показателей инфляции.
Вице-премьер Марат Хуснуллин поручил ведомствам проработать вопрос усиления адресной поддержки граждан по оплате ЖКУ. Такая мера связана с совершенствованием тарифного регулирования. Речь идет о доведении тарифов до экономически обоснованных — в этом случае коммунальные платежи могут начать расти выше инфляции, поясняют эксперты. При этом предполагается компенсация подорожания для социально незащищенных категорий граждан. Специалисты считают, что стоит расширить круг получателей субсидий на ЖКУ: снизить максимальную долю расходов на оплату коммунальных услуг в доходе семьи до 15% и компенсировать гражданам траты сверх этой нормы.
При таком планируемом повышении в поддержке будет нуждаться половина, если не больше, страны. Хочется спросить: это так называется поддержка народа в этот сложный период пандемии? Повышение тарифов?! Это одна из самых затратных статей расходов семей уже сейчас. Что будет дальше? Будет введен налог на воздух? Сказка Джанни Родари «Чипполино» – это не инструкция для действий!
При этом никто не говорит о повышении зарплат и доходов россиян до экономически обоснованных или хотя бы до среднемировых! Почему все время рассматриваются вопросы об усилении нагрузки на население, оно и так у нас не самое богатое, и с такими подходами богаче точно не станет.
С ЖКХ, безусловно, очень много проблем. Нужно внедрять механизмы, с помощью которых модернизация коммунальных сетей будет иметь максимальную эффективность и минимальные неудобства для людей. И наверняка большую часть необходимых ресурсов можно найти за счет оптимизации процессов и работы внутри самих предприятий, которые зачастую очень хорошо пользуются своим монопольным положением.
До экономически обоснованного уровня в первую очередь нужно поднимать доходы людей. Тогда и вопрос тарифов не будет таким острым. Власть в первую очередь должна думать о людях, и это должна быть принципиальная позиция.
Говоря о ЖКХ, невозможно не отметить и наш родной город. Достаточно тревожная в этом году сложилась ситуация по запуску отопления. Просто шквал обращений от томичей, что отопление, несмотря на начало отопительного сезона и понижения температуры воздуха на улице, у них так и не появилось.
Озадачивают обращения жителей старых деревянных домов, которые мы все так стремимся сохранять, и у которых в силу архитектурно-строительных конструкций зданий нет технической возможности установить общедомовые приборы учета тепловой энергии. Они оплачивают ресурс по нормативу и запитаны от групповых тепловых узлов, которые стоят во дворах. Самое интересное, что на вопрос жителей таких домов, когда у них будет отопление, им отвечают, что раз нет индивидуального узла на доме, адрес будет поставлен в очередь после того, как будут отработаны иные адреса. Не понятно, что это за дискриминация по тепловым узлам? Разве есть такой нормативный документ, согласно которому порывы в домах с групповыми узлами устраняются в последнюю очередь? Уверен, что нет.
В принципе, логика РТС понятна. У «нормативщиков» отопительный сезон начинается 1 сентября, независимо от того, есть по факту у них отопление или нет. Поэтому, сначала ликвидируют аварии на домах, имеющих общедомовые счетчики. Считаю, что такую практику нужно прекращать. Кроме этого, хотелось бы обратить внимание и администрации, и РТС, что все вопросы у людей возникают от недостатка информации. Прошу наладить нормальное взаимодействие между структурами, для того чтобы информирование людей о происходящих процессах было полным и безусловным. Хватит гонять и так возмущенных людей по кругу, кивая друг на друга! Мы же считаем себя умным городом, но, к сожалению, очень часто это бывает только на словах.
Еще одна проблема, которая ежегодно мешает нормальному запуску тепла в дома – это бесхозные сети. Этой проблеме не один десяток лет, но решение так и не найдено. РТС не хочет забирать их себе, так как все вопросы по доведению этих сетей до нормативного состояния лягут на плечи компании, и в этом логика понятна. Соответственно, и город не может их обслуживать, так как нет муниципальных предприятий, которые бы обслуживали эти сети. Их сейчас обслуживают специалисты РТС, но за счет города и по остаточному принципу. Поэтому предлагаю администрации города рассмотреть вопрос о создании муниципальных ремонтных бригад по ремонту таких бесхозных сетей. Не должны люди страдать из-за несогласованности действий хозяйствующих субъектов или нерасторопности ответственных лиц, как со стороны чиновников, так и со стороны РТС. Проекты решений прошу представить на ближайший комитет городского хозяйства Думы. Тем более, что это, возможно, потребует расходов бюджета и может быть обсуждено уже на согласительной комиссии.
***
Раз уже упомянули бюджет, нельзя не сказать об этом несколько слов. Проект бюджета поступил в Думу 30 сентября и теперь будет рассмотрен депутатами на комитетах и комиссии по регламенту. Далее будут проведены общественные слушания и начнет работу согласительная комиссия, которая уже и вынесет итоговый проект бюджета на декабрьское собрание Думы.
Это уже второй проект бюджета, который будет рассматриваться депутатами 7 созыва. И если в прошлом году многим депутатам было объективно сложно разобраться во всех перипетиях бюджетного процесса, у многих недостаточно было опыта для такой работы, подходили, так сказать, с чистого листа или были излишне политизированы, то в этом году ситуация в корне иная.
За прошедший год депутаты очень активно включились в работу на своих округах и в работу комитетов и комиссий. Множество созданных рабочих групп и погружение в хозяйственную деятельность муниципальных предприятий показали, что к бюджетным процессам нужно подходить очень аккуратно и взвешенно. Нельзя такие вопросы решать с наскока или принимать политизированные решения. Этот бесценный опыт понимания городского хозяйства и вопросов формирования и исполнения бюджета, который за такое короткое время получили депутаты, уверен, позволит сформировать и принять городской бюджет, который будет максимально соответствовать интересам жителей города. Что и должно быть! Именно для этого томичи оказали поддержку тем кандидатам, которые были избраны в прошлом году в состав Думы города Томска и получают такую поддержку и сейчас.
Время показало, что Дума города Томска стала именно тем инструментом в отстаивании интересов томичей, который с успехом выполняет эту задачу. Несмотря на разные политические взгляды, на разные подходы в решении вопросов, да и, что скрывать, иногда очень жаркие споры и разногласия, мы стали единым организмом. Той силой, которая привела к изменениям в сознании томичей, что власть их слышит, что интересы горожан есть, кому защищать. А об открытости нашей работы не сказал только ленивый. Все обсуждения происходят в прямом эфире, без всякой цензуры. И каждому приходится несколько раз подумать перед тем, как сказать, и отвечать за свои слова.
Так будет и при принятии бюджета. И этот же посыл хотелось бы направить и нашим старшим, избранным областным коллегам: быть максимально открытыми при обсуждении областного бюджета.
***
Открытость обсуждения не только городского, но и областного бюджета позволит депутатам, которых, пользуясь случаем, поздравляю с избранием в Законодательную Думу Томской области, показать своим избирателям, как они отстаивают интересы Томска и выполняют обещания, которые давали в предвыборный период. А таких обещаний давалось немало!
Депутаты городской Думы были очень тактичны, скромны и терпеливы, когда в предвыборной агитации кандидаты в депутаты областного парламента включали исключительно в свои заслуги ремонты, строительство или благоустройство города, которые и так делались благодаря бюджетам разных уровней и были запланированы в некоторых случаях еще несколько лет назад. Мы понимали, что предвыборная гонка, если она позволяет контролировать или способствовать улучшению качества жизни томичей, идет на благо. Нам не нужны медали, наша задача сделать Томск – городом в котором хочется жить.
Но сейчас выборы прошли, и пришло время своей работой доказывать, что вы достойны выбора людей, которые проголосовали за вас. Независимо от партийной принадлежности. Фамилии всем известны. И город ждет! Мы очень надеемся, что отношение к городу со стороны области изменится. И депутаты областного парламента, избранные особенно по одномандатным округам, будут отстаивать интересы своего округа и города в целом на областном уровне так же, как и их городские коллеги. Вместе мы можем сделать гораздо больше. Ведь это именно то, что ждут томичи от своих депутатов и не важно, какого уровня.
Также очень надеемся на активную позицию в отстаивании интересов города, но уже на федеральном уровне, всех избранных федеральных депутатов от Томской области. Только совместная работа всех уровней власти приводит к хорошим результатам. Когда каждый перестает тянуть одеяло на себя, а делает все, что нужно для общего блага, только тогда будут успехи. И городская Дума может служить этому примером.
***
Помощь потребуется в решении еще одного вопроса, который касается не только Томска, но и всех муниципальных образований в Томской области. Это пресловутое соглашение с Минстроем, о котором столько раз говорилось и с этой трибуны.
Напомню, что у Томской области заключено соглашение, согласно которому из-за некоторых формулировок мы не можем направлять средства федеральных программ на ремонт дворовых территорий. И с 2019 года на ремонт дворовых территорий не направлено ни одного рубля из федерального бюджета. То есть в очередной раз федеральные деньги, которые можно использовать для решения актуальнейших вопросов в области и городе, не используются. Люди ждут изменений, более того, вопросы благоустройства дворов, так же, как и ремонта дорог второй и третьей категории, – это одни из самых наболевших у томичей. На каждом приеме и встрече эти вопросы входят в тройку самых востребованных у населения. Люди за свой счет проводят ремонты там, где это возможно, насколько хватает их и без того ограниченных ресурсов, но качественно, без привлечения дополнительных средств из федерального бюджета, эту проблему не решить. При этом Томская область – один из очень немногих регионов, где есть такие ограничения.
Представители областной администрации утверждают, что нужно будет работать только через проектно-сметную документацию по благоустройству дворовых территорий. А это, во-первых, долго, во-вторых проблемно, а в-третьих – банально дорого! Есть опыт регионов, которые работают совсем по другим принципам.
Например, Красноярск и Белгород. Они тоже с 2018 года ежегодно получают федеральные деньги. Но они работают без проектно-сметной документации, только на основе дизайн-проектов и локально-сметных расчётов. И те, и другие уверены, что такие работы относятся к благоустройству, а не к капитальному ремонту. Аналогичный подход, который используется и у нас в области - это ремонт дорог в рамках национального проекта «Безопасные и качественные дороги», где делается текущий ремонт по локально-сметному расчету. При этом не понятно, почему в практически одинаковых условиях выдвигаются разные требования. Используя аналогию сказок – такой Змей Горыныч, у которого много умных голов, только результата нет.
В Красноярском крае эту тему ведёт краевое Министерство строительства, и там коллеги, строители по образованию, настаивают, что эти работы являются исключительно благоустройством.
В Белгородской области благоустройством дворовых территорий занимается региональный департамент ЖКХ. Они, конечно, не строители, но нам пояснили, что в начале реализации этого проекта выходили на федеральный Минстрой и уточняли, можно ли работать только по дизайн-проектам. Был получен положительный ответ, и работа по благоустройству дворовых территорий в Белгороде очень активно началась. Причем «софинансирование» жителей, которое должно быть по условиям программы, в Белгороде возможно не финансами, а своим физическим трудом. Это очень интересный опыт, который позволяет впоследствии лучше относиться и беречь результаты своего труда. И результат не заставил себя ждать.
Что касается отчетов перед Минстроем, и это действительно важный вопрос, то в бумажном виде, как раньше, регионы не отчитываются. У Минстроя есть электронная платформа, куда заносятся все необходимые данные. По сути, вносится перечень благоустроенных дворов с указанием видов работ, подрядчиков, стоимости, приложением фотоотчета.
Для информации: в Красноярском крае соглашение с федеральным Минстроем достаточно часто корректируется. Например, только в этом году уже несколько раз вносили изменения. Это говорит о том, что, если люди заинтересованы в решении вопросов, они находят пути для этого. Поэтому не понятна такая аморфная позиция областного департамента. Под лежачий камень вода не течет. Очень надеюсь, что чиновники Белого дома вспомнят, что они живут в Томске и Томской области и наконец-то займутся решением вопросов в рамках своих компетенций на благо региона и его столицы...