Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева перед началом 10-го собрания
...Одна из главных, да, наверное, самая важная вещь, которая волнует людей сейчас – это рост цен на товары, как первой необходимости, так и в целом. Как говорят люди на депутатских приемах, да и мы с вами прекрасно сами все видим, в магазин с 1000 рублей уже и заходить бесполезно. При этом, как говорит Центробанк - в целом инфляция за 2020 год составила 4,91%.
По данным Росстата, в мае темпы роста цен в России в годовом выражении подскочили до максимума с 2016 года - 6,02%. Глава ЦБ Эльвира Набиуллина 11 июня заявила, что по итогам года инфляция будет выше официального прогноза в 4,7-5,2%, но ниже текущих уровней. При этом прогнозирует возвращение инфляции к целевому значению вблизи 4% во второй половине следующего года.
Я прошу прощения, но очень хочется спросить: на какой планете живет глава Центробанка? Может в параллельной реальности или где-то на Марсе есть какая-то иная Россия, в которой такой показатель инфляции, но в нашей России ситуация немного отличается.
Например, рост цен на металл и дерево составляет даже не десятки, а сотни процентов, из-за чего муниципальные контракты, заключенные в прошлом году, могут быть не выполнены. Это системная проблема, от которой страдают не только граждане, которые замораживают ИЖС или строительство на своих «мичуринских» участках, но и муниципалитеты.
Например, лидерами роста цен стали строительные материалы из древесины и металла. Еще в мае Федеральная антимонопольная служба завершила проверку цен на рынке строительных материалов в ответ на обращение Ассоциации индивидуального жилищного строительства. В письме ассоциация сообщала о «ничем не обоснованном росте оптовых и розничных цен», который, по их оценке, с начала года по некоторым категориям достиг 200 и более процентов. Если уже бьет тревогу, наверное, одна из самых заинтересованных в быстром строительстве и высоком спросе на новостройки организация, то это говорит о многом.
ФАС в своем ответе сослалась на влияние ряда рыночных факторов, таких как «увеличение себестоимости и оживление спроса на внутреннем рынке после снятия ограничительных мер летом 2020 года, снижение объемов заготовки древесины в 2020 году относительно предыдущих периодов и рост спроса на пиломатериалы на внешних рынках».
Знаете, когда читаешь такие ответы, то складывается ощущение, что контролирующие органы занимаются не поиском проблем и устранением их причин, а соревнуются в лучшем объяснении почему это произошло, без определенных действий и поиска инструментария для управления критической ситуацией.
С 1 июля Правительство России подняло вывозные пошлины на некоторые виды древесины и металла, будем надеяться, что цены стабилизируются, но при рассмотрении проекта бюджета на следующий год, нам придется думать и об этом. Я прошу Михаила Аркадьевича Ратнера при формировании проекта бюджета этому вопросу уделить особое внимание. Иначе мы можем целый год потерять без заключенных контрактов из-за высоких цен на материалы, которые не были учтены.
***
Говоря о рисках невыполненных работ из-за высоких цен на стройматериалы, я имел ввиду в том числе и положительный опыт работы Белгорода, который мы с коллегами посетили на прошлой неделе. Хочется сказать особые слова благодарности Председателю Белгородского городского Совета Ольге Ильиничне Медведевой и мэру Белгорода Юрию Владимировичу Галдуну за оказанный прием и предоставленную нам информацию. За те два дня, которые мы с Андреем Геннадьевичем Петровым там провели, для нас была подготовлена очень насыщенная программа, показали те предприятия, с опытом работы которых мы хотели познакомиться, рассказали о всех принципах работы администрации и белгородского Совета депутатов, планах развития Белгорода и за счет чего у них это получится. Да, коллеги, вы не ослышались, они уверены, что у них это получится. Чтобы вы понимали, горизонт планирования в мэрии Белгорода до 2027 года. И это не стратегия – это четкий план, выполнение которого не зависит от имени сотрудника. Есть четкое понимание проблем города, на основе риск-ориентированного подхода разработаны механизмы их решения. Более того, подготовлена проектная документация. Теперь, имея на руках готовую документацию, им гораздо проще перед федерацией защищать городские проекты и участвовать во всех федеральных программах.
Например, первый заместитель мэра Олег Александрович Медведев очень глубоко погружен во все национальные проекты, для поиска условий участия в них Белгорода.
Благодаря участию в обновленном в 2021 году национальном проекте «Безопасные качественные дороги», Белгород не только строит и ремонтирует дороги, для справки доля софинансирования из городского бюджета составляет 5%, но и обновил муниципальный транспорт - Белгород получил 65 новых автобусов. Об этом мы более детально поговорим на комиссии по дорожной деятельности и транспортному обслуживанию населения.
Очень поразила четкая слаженность всех ветвей власти между собой. Все работают на благо области и города. И областная, и городская власти, и исполнительная, и представительная - работают как единый механизм, независимо от партийной принадлежности.
Скорость от принятия решений до сдачи объектов просто поражает. Например, срок от постановления о создании базы для единой транспортной компании до ее открытия составил 8 месяцев. И это не какая-то времянка, а капитальные административно-бытовой корпус и корпуса для ремонта и обслуживания техники, оборудованные современными линиями, а также стоянка на 600 автобусов. Реконструкция улицы Щорса, а это центральная улица Белгорода, с выделенной полосой для пассажирского транспорта по середине проезжей части и оборудованием светофорных объектов и пешеходных переходов к остановкам, которые также находятся в середине проезжей части, продлилась 9 месяцев и освоено на дорожное строительство 1 млрд 425 млн рублей. Причем только на ливневки ушло почти 400 млн. Для Белгорода вопрос ливневой канализации также остро стоит. Финансирование шло за счёт федеральных денег, и за счёт средств областного и местного бюджетов.
Благоустройство дворов Белгород проводит с привлечением средств по национальному проекту «Формирование комфортной городской среды». Чего мы никак не можем добиться от наших областных коллег – перезаключить соглашение с Минстроем, так как в существующем формате Томская область не можем направлять федеральные деньги на благоустройство дворовых территорий.
Так, например, в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» предусмотрено 209,4 млн руб. на благоустройство 9 дворов и 10 общественных пространств. В этой сумме средства местного бюджета составляют 34 млн руб., остальное средства федерального и областного бюджетов. Сам город из своего бюджета направляет еще 100 млн руб. на ремонт дворовых территорий. И еще, дополнительно к этому, на реализацию муниципальной программы для благоустройства дворовых территорий областной бюджет выделил в 2021 году 362 млн руб. Это средства на ремонт еще 30 дворов. Кроме всего перечисленного, на детские и спортивные площадки из областного бюджета выделяется городу на 2021 год еще 362 млн руб.
Все дороги находятся в состоянии близком к идеальному. При этом в городе нет ни одной раскопки. Добиться этого удалось, используя простой принцип работы. Сначала согласуются планы всех ресурсных организаций, меняются или ремонтируются все инженерные коммуникации, проводятся гидравлические испытания, затем, кладется асфальт и проводятся работы по благоустройству. Просто и банально. Принцип работы и взаимодействие всех структур, о которых столько лет говориться, но каждый раз с началом летних работ мы видим раскопанный город, разрушенный свежеуложенный асфальт и бесконечные ямы на дорогах. Только положили свежий асфальт или отремонтировали тротуар, тут же появилась новая яма. Такой город кротов!
Считаю, что и администрации и ресурсоснабжающим организациям нужно уже сейчас, исходя из этого принципа, запланировать работы на следующий год. Пора прекращать хамское и потребительское отношение к своему городу. Слова о том, что компания отвечает за то, чтобы зимой не было аварий, абсолютно правильные, но и убирать за собой нужно! Томск – это наш дом и отношение к нему должно быть соответствующим.
***
Говоря о ресурсоснабжающих организациях, нельзя не коснуться еще одного крайне болезненного для томичей вопроса. 1 июля, в соответствии с постановлением Правительства произошло очередное повышение тарифов. В Томске в зависимости от коммунальной услуги рост составит от 3,1 до 7,5 %.
Тариф на электроэнергию вырастет на 5,2 %, тариф на воду и на водоотведение - на 5,5% на каждую услугу. Рост тарифа на отопление - 7,5 %. И это, учитывая высокую стоимость услуги, самое большое повышение.
Необходимо ли повышение тарифов? Скорее да, повышаются цены на сырье, запасные части и расходные материалы, компании несут увеличенные затраты. Но почему каждый раз тариф повышается на максимально возможный уровень? Опыт Белгорода показывает, что к повышению тарифов можно отнестись с максимальной осторожностью! Так, например, в Белгороде с 1 июля тарифы суммарно вырастут на 1,8 %, при этом тариф на теплоснабжение вообще не изменится. Стоимость отопления не повышается уже год! Тариф на горячее водоснабжение увеличен только на 0,8%. Томичи о таких цифрах могут только мечтать.
Можем ли мы влиять на тарифы? Напрямую нет. Не имеем права. Но мы можем сделать процесс тарифообразования открытым. Это деньги горожан, из их кармана, которые каждый год все более полноводной рекой не прибывают, а утекают из их кошельков. И горожане имеют право знать куда идут эти деньги. За что мы все, и я в том числе, платим?
Ежегодно в зимние месяцы томичи наблюдают скачки в сторону кратного увеличения цифр в квитанциях от РТС и это самая затратная часть в квитанциях. Нам все время это объясняют температурными перепадами. Хотя средняя температура января в этом году составила -21 градус. А многолетняя средняя температура января -17 градусов. Да, мы живем в Сибири, где не курортные условия, да у нас длинная зима и надежность теплоснабжения – это главный критерий. Но даже неспециалисту понятно, что таким образом компания покрывает ненормативные потери сетей, которые не заложены в тариф.
Кроме зимы есть еще и лето, а что мы видим? Во время ремонтной кампании температура горячей воды снижается у потребителей. Получается, часть города сидит без воды, вторая часть - льет ее в три раза больше, поскольку вода чуть теплая. Коммунальщики, как всегда, не остаются внакладе, а томичи переплачивают. Хотя по сути – это некачественно предоставленная услуга.
Неконтролируемые цифры в счетах и высокие тарифы – это основные претензии, которые вызывают постоянный негатив и недовольство компанией РТС в Томске.
На одном из совещаний в администрации города по вопросам теплоснабжения микрорайона Черемошники я поднимал этот вопрос и начальник Департамента тарифного регулирования Томской области Марина Дмитриевна Вагина, которая там присутствовала, предложила создать общую комиссию, где мы можем и обязательно будем принимать участие в этих процессах. Предлагаю для работы такой комиссии площадку Думы города Томска. Мы создадим все условия работы для нее и прозрачность ее работы для томичей.
***
На июньском заседании комитета городского хозяйства насторожило заявление представителей мэрии о том, что концессионного соглашения на газификацию пяти томских микрорайонов с компанией «Газпром газораспределение Томск» заключено не будет. Главный камень преткновения – прибыль компании. Напомню, что в начале ноября прошлого года администрация нас заверила, что пять локальных участков у нас войдут в проект концессионного соглашения. Прошло восемь месяцев, и мы слышим, что стоимость материалов возросла, из-за чего необходимо соглашение пересмотреть. У меня складывается впечатление, и я об этом говорил с этой трибуны, что газификация в городе Томске превратилась в фарс. После опыта Белгорода, я к нему часто сегодня обращаюсь, могу с уверенностью сказать, что это не что иное, как нерешительность в принятии решений и нежелание что-то делать. В Белгородской области, регионе без добычи газа, газификация составляет 100%! Вы понимаете? Вся область газифицирована! Там решены все вопросы с газификацией. Вот собрались все вместе, региональные власти, городские, районные и сделали. Решили все организационно-технические вопросы, вопросы с документацией, весь тот комплекс проблем, который и у нас существует, и решили. Сегодня газ упорно идет куда угодно, но только не в Томск. При этом мы говорим, что газ – это благо для народа. Кроме политических лозунгов, что какой-то там кандидат чего-то сделал и это победа, ничего нет. Это работа, которую администрация должна делать в плановом режиме, без героического преодоления трудностей, которые разные департаменты и ветви власти сами и создают.
Я поддерживаю предложение моих коллег депутатов, продолжать работу по доработке концессии и выходить на определенный параметр. И делать это надо не в течение месяцев, а нескольких дней. Я прошу Михаила Аркадьевича Ратнера дать поручение ускорить вопрос переговоров. Тем более, что из разговора с директором «Газпром газораспределение Томск» Чернюком Олегом Владимировичем, стало понятно, что компания не просто готова работать, но и многие вещи будут даже дешевле, чем изначально планировалось. Отсутствие газификации – это системная проблема, которая сегодня вызывает большой шквал недовольства у населения.
***
Говоря о районе Спичфабрики, хотел бы коснуться еще одного больного для жителей вопроса. Еще в конце января этого года по моей инициативе, в ходе выездного совещания, была достигнута договоренность с заместителями руководителя областного департамента здравоохранения Вадимом Бойковым, Александром Тарановым и заместителем мэра по социальным вопросам Константином Чубенко о том, что поликлиника в микрорайоне Спичфабрики будет расширена.
Сегодня, 25 тысяч человек, жителей микрорайона Спичфабрики обслуживает поликлиническое отделение № 3, второй Медсанчасти, на ул. Репина, 12. Поликлиника имеет по два терапевтических и педиатрических участка, что для целого микрорайона очень и очень мало! Постоянные очереди, тесное помещение. О санитарных нормах и социальной дистанции вообще говорить не приходится. В своих обращениях к депутатам, жители просят им сделать физиотерапевтическое отделение и еще хотя бы один терапевтический участок.
В этом же здании находится аптека № 47 «Томскфармации», площади, которые ранее занимал цех по изготовлению лекарств сейчас свободны, а это целых 450 кв. м.
В ходе того совещания мы договорились, что на этих пустующих площадях, и руководство «Томскфармации» поддержало эту идею, возможно организовать физиотерапевтический и процедурный кабинеты, два терапевтических участка. При грамотном подходе реально расширить регистратуру, выделить несколько помещений для узких специалистов. Это позволит прикрепить практически все население микрорайона к местной поликлинике, что избавит людей от необходимости добираться для получения медпомощи в МСЧ № 2. И между прочим разгрузится сама поликлиника второй медсанчасти.
Напомню, что такая договоренность была достигнута 22 января. Сегодня уже 6 июля, полгода прошло, а ситуация никак не изменилась! При этом все стороны согласны, что это нужно делать, найдены площади, жители с нетерпением ждут решения этого жизненно необходимого для них вопроса.
Прошу администрацию города уделить особое внимание этому вопросу и призываю областной департамент отнестись к этому вопросу со всей серьезностью...