Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева
... Сегодня у нас на календаре 1 июня – Международный день защиты детей, и я с огромным удовольствием поздравляю с этим праздником юных томичей и их родителей.
Не менее радостные и волнительные мероприятия прошли на прошлой неделе во всех томских школах, лицеях и гимназиях - прозвенели последние звонки. У выпускников началась ответственная пора – успешно сдать ЕГЭ и определиться с выбором профессии. От этого выбора и его правильности будет зависеть дальнейшая жизнь. Все учебные учреждения города – колледжи, техникумы, вузы – уже ведут активную подготовку к приемным кампаниям.
***
Мы в Томске привыкли гордиться тем, что каждый пятый горожанин – студент. К сожалению, уже несколько лет как эта цифра изменилась.
Это объективный процесс. Томские университеты входят в рейтинги лучших вузов мира. Обратная сторона топовых учебных заведений – обязательства по качеству образования и, соответственно, уход от заочного обучения, сокращение количества «платников». Вузам гораздо выгоднее бюджетные места – за них гарантированно платит государство, и платит неплохо. В результате между количеством и качеством ведущие университеты выбирают качество.
Сейчас в Томске, по подсчетам специалистов, стало примерно на 30 тысяч студентов меньше – всего около 76 тысяч. Каждый восьмой горожанин.
Экономисты подсчитали, что каждый студент «стоит» около 190 тысяч рублей в год. Обучение инженеров обходится дороже – в 240 тысяч, гуманитариев – в 150. Таким образом, только прямых потерь от сокращения числа студентов город понес минимум на 5,7 млрд. Плюс мы понимаем, что студент тратит «на жизнь» не менее одного прожиточного минимума – около 13 тысяч рублей. При учете мультипликативного эффекта экономика города в целом – включая опосредовано бюджет муниципалитета – теряет до 10 млрд рублей в год. Соответственно, чем больше мы привлекаем студентов, тем лучше. Мысль здесь простая: вузы одни из крупнейших налогоплательщиков в бюджет муниципалитета, именно за счет НДФЛ.
Для решения этой задачи создается Большой университет. Логичным развитием концепции станет проект строительства студенческого кампуса, о котором уже неоднократно говорилось. Сейчас проект рассчитан примерно на 10 тысяч человек – на 10 тысяч, подчеркиваю, НОВЫХ обучающихся.
Сейчас для деятельности таких объектов, предъявляются совсем другие инфраструктурные требования. Существующие городские сети просто им не соответствуют. Гораздо проще и дешевле создать все с нуля, чем перестраивать, выкраивать, сопрягать в черте города. По такому же пути идут все мировые университеты.
Это все потребует строительства новой инфраструктуры: межвузовские лаборатории и библиотеки, развлекательный комплекс. Это дороги, парки. По сути это ядро освоения и развития левобережья. Там неизбежно будет строительство и новых жилых объектов, как в Томске, так и в Томском районе. И поток людей через Томь вырастет кратно. Мы понимаем это уже сейчас и к этому нужно готовиться заранее.
Для этого, кроме ремонта Коммунального моста, нужен и третий мост через Томь, о котором боятся даже упоминать некоторые чиновники. К его строительству при развитии левобережья, а этот процесс уже идет, мы так или иначе придем. И чем раньше мы начнем прорабатывать этот вопрос, тем меньше проблем будет в будущем. При развитии левобережья – это жизненная необходимость!
***
Говоря о строительстве, невозможно не сказать еще об одном вопросе, который я хотел бы сегодня озвучить с этой трибуны. Вопрос касается всего строительства жилья в городе Томске. Это стоимость квадратного метра.
Не нужно быть большим специалистом, чтобы увидеть рост стоимости квадратного метра и в новостройках, и на вторичном рынке жилья, хотя мы, безусловно, опираемся на оценки профессионалов в отрасли.
Так, например, по итогам 2020 года спрос на новостройки в Томске вырос на 9%. При этом по итогам 4-го квартала 2020 года в Томске уровень предложений снизился на 44%.
Отсюда рост средней цены первичной недвижимости в Томске на 22% к концу 2020 года, по сравнению с 4 кварталом 2019 года.
Ни о каком повышении в рамках инфляции, при официальных цифрах 4,3%, нет и речи. Речь скорее идет о дефиците предложений (искусственном или нет это отдельный вопрос) на рынке жилья и жадности продавцов. В прошлом году, напомню, введено только 151,2 тыс кв.м., а в Краснодаре, например, 1 869,8 тыс кв.м. Разница просто огромна!
Что могут сделать власти? Считаю, что главным сдерживающим фактором роста цен может быть только стимуляция ввода в эксплуатацию новых объектов.
Для этого Томску нужен земельный ресурс и снижение издержек застройщиков. Это и формирование земельного банка, о котором я уже говорил на прошлом собрании, и разработка механизмов снижения затрат на технические присоединения к коммуникациям, и их альтернатива, чтобы застройщик сам мог выбрать, например, способ отопления – газовую котельную, централизованное отопления или другие источники. А также пресловутый вопрос о коэффициенте парковочных мест.
В части земельного ресурса для города актуальным остаётся вопрос развития застроенных территорий. Например, мы часто говорим о возможной застройке Черемошников, но какова концепция администрации Томска в этом направлении, с учетом появившегося в законодательстве инструмента «комплексное развитие территории», не понятно до сих пор.
Мы все привыкли говорить, что Томск – умный город. Но, мы все помним Грибоедова, очень часто бывает горе от ума. Мы не используем те ресурсы, которые у нас есть, при этом создаем сложности там, где нужны простые и понятные правила игры. Пытаемся использовать «пинцетные» решения там, где нужно выстроить систему.
Моя мысль простая: если власть ничего не может сделать, или если может и не делает, у людей возникает вопрос – зачем такая власть нужна?
Задача муниципальной власти создавать максимально простые и понятные правила и привлекать новых инвесторов и застройщиков, чтобы не было монополизации этого рынка, в чем часто и небезосновательно упрекают Томск. Не надо слушать стенания застройщиков, о том, что негде строить, об их трудностях. В убыток себе никто не работает. Мы должны создавать равные и прозрачные условия для всех.
Поэтому прошу Михаила Аркадьевича Ратнера поручить профильным департаментам комплексно, в короткие сроки разработать и публично представить концепцию развития территорий, с учетом формирования земельного банка, требований национального проекта «Жилье и городская среда», а также возможностей организации альтернативных способов подключений к сетям коммуникаций. Также прошу комитет по градостроительству, землепользованию и архитектуре и комитет городского хозяйства подключиться к этой работе.
***
Я уже упомянул Краснодар, хотел бы немного рассказать о своей командировке в этот город. Сразу хочу сказать, что планирую посмотреть Белгород, Красноярск, Кемерово и несколько других городов, где налажена очень плотная работа с Федерацией и взаимодействие областного центра с региональными властями по ряду программ. Специально объеду эти города, чтобы на месте посмотреть и перенять их опыт работы.
Первое, что бросилось в глаза - идеальное состояние дорог в городе! В Томске же дороги, как после боевых действий. Причем все без исключения. Почему это все происходит? Разве мы не можем подобрать необходимую технологию укладки асфальта, подходящую для наших климатических условий? Но так в Тюмени дороги не хуже Краснодара. Значит есть необходимые технологии.
Краснодар, при численности населения около 1 млн человек и протяженности дорог в 1700 км, на ремонт дорог в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» направляет 2,5 млрд руб, причем львиную долю из федерального бюджета и региона. Мы же, при ненамного меньшей численности и протяженности дорог чуть более 900 км, направляем порядка 734 млн. Из них около 245 млн выделяет город. Область выделяет только около 121 млн. Для примера, доля местного бюджета в софинансировании для Томска составляет 34%, в Барнауле 3,9%, Омске, 12%, Кемерово 25%. При этом участие со стороны области, если и увеличивается, то принципиально ситуацию не меняет. Мы только слышим заверения от заместителей губернатора в том, что нам подставят плечо, однако никаких действий со стороны областных властей не происходит.
При таких условиях у нас никогда не будет хороших дорог. Предлагаю при таком подходе и отношению к областному центру, больше не участвовать в программе БКАД, а средства которые мы направляли в качестве софинансирования, направить на ремонт дорог второй и третьей категории. Предлагаю депутатам поддержать мое предложение и на этом настаивать на согласительной комиссии.
Люди воспринимают центральные улицы, как самые обустроенные. Они действительно должны хорошо выглядеть: с хорошим покрытием, с качественным освещением, с ливневками и тротуарами. Но людей гораздо больше интересует проезд к их домам и микрорайонам.
Считаю, абсолютно правильным наше решение выделить деньги на ремонт дорог второй и третьей категории в этом году, которое удалось принять благодаря новому составу Думы. Пусть это всего 40 млн, но при изменении подхода – это будет уже около 300 млн руб. Для информации, в том же Краснодаре в этом году на ремонт этих категорий дорог город направил 200 млн.
Такая же история с дворами. В этом году, благодаря губернатору Краснодарского края, край выделил городу 150 млн руб, и еще 25 млн город выделил своих средств. Как подтвердила председатель городской Думы Краснодара Вера Фёдоровна Галушко, ремонт внутриквартальных проездов, дорог второй и третьей категории и дворовых территорий – самые востребованные у жителей. У нас палитра запросов от жителей такая же. Только подход к их решению совсем другой. Мы тоже на ремонт дворовых территорий просили у области 150 млн. Однако, воз и ныне там.
Мы все живем в одном городе. И томичам абсолютно без разницы из какого бюджета идет финансирование. Поэтому я призываю все уровни власти, и муниципальные, и региональные, относиться к своему родному городу с заботой и любовью. Он этого достоин. И томичи должны жить в красивом, ухоженном, и комфортном городе...