Интервью Владимира Резникова о проблемах городского хозяйства
5 декабря 2013
- Владимир Тихонович, заседания комитета городского хозяйства одни из самых оживленных в гордуме: поднимаются острые вопросы, звучат разные точки зрения, в результате вырабатываются действенные решения.
- Действительно, любой вопрос, который обсуждают на заседании комитета, касается жизни каждого горожанина. На рассмотрение депутатского корпуса выносятся наиболее злободневные темы, которые требует оперативного решения. Поэтому заседания длятся два-три часа. Однако, нехватка средств в бюджете на жилищно-коммунальное хозяйства сказывается на решение таких вопросов. Например, мы говорим о ливневке, содержании дорог — и что мы сделали? Выделили семь миллионов рублей на устранение засоров в ливневой канализации – это у нас уже считается достижением. Добились, чтобы в 2013 году были заложены деньги на устройство туалетов во дворах неблагоустроенных жилых домов – и это результат. Да - мы достигли того, что главы районов стали со всей ответственностью подходить к решению таких частных вопросов – они совсем не инновационные, а обычные, житейские. И они стараются теперь решить эти вопросы.
Но ведь это крохи. На ту же уборку улиц в год требуется почти 400 миллионов рублей. На расширение кладбища в Воронино деньги нужны – у нас то и дело встает вопрос, где мы будем через несколько месяцев хоронить людей. На строительство дамб тоже средства необходимы – наводнения ведь случаются не только в Благовещенске. К сожалению, приходится констатировать, что и на следующий год бюджет скуден с точки зрения развития городского хозяйства. Да, он социальный – мы платим учителям, воспитателям, медикам, помогаем ветеранам, а дальше уже и делить нечего. Выход один - надо увеличивать доходную часть бюджета, чтобы были средства и на решение проблем городского хозяйства.
- Каким же образом это можно сделать?
- Я вижу только один путь. Надо снижать бюрократические барьеры при продаже земельных участков. Допустим, человек хочет там магазин поставить. Сейчас, пока он пройдет весь механизм согласования, минует два года, а все это время он мог бы платить налоги.
- Недавно комитет городского хозяйства обсуждал проблемы, сложившиеся с начислением ОДН за электроэнергию. Что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы люди не получали квитки с непонятными им начислениями?
- На решение этого вопроса необходимы десятки миллионов рублей. Но даже при этом мы проблему полностью не ликвидируем. Необходимо, чтобы энергосбытовые компании больше рассказывали в СМИ, что такое ОДН, поскольку некоторые жители до сих пор этого не понимают. Еще один важный момент: мы не в одном десятке домов поставили счетчики с автоматическим снятием показаний. Сейчас случаев, когда к дому подключились какие-то «неизвестные потребители», совсем немного. Но у порядка 17 тысяч жителей нет счетчиков в квартирах, и они под разными предлогами уклоняются от их установки или выводят их из строя, чтобы платить по нормативу. Норматив этот очень маленький. Мы не раз выходили на руководство города, облдуму, региональный департамент ЖКХ с тем, чтобы пересмотреть нормативы. Но все ссылаются на федеральное законодательство, ждут, что в нем что-то поменяется.
Сейчас изменился порядок снятия показаний: жители сами должны передавать данные в энергосбытовую компанию. В ноябре это сделало только 30 процентов томичей. Поэтому было принято решение – обратиться в «Томскую энергосбытовую компанию», чтобы она вернулась к старому варианту снятия показаний. А при начислениям по среднему – никаких предоплат. За рубежом так и делают - в конце года подводятся итоги. Кто переплатил – тому следуют компенсации, кто не доплатил – доплачивает.
- Это пока просто пожелания депутатов или они вылились в какую-то конкретную договоренность с электроснабжающей организацией?
- Устная договоренность по этому поводу с руководителем «Томскэнергосбыта» Андреем Александровичем Буздалкиным есть, взаимопонимание налажено. Мы решили, что в январе к этому вопросу вернемся, все еще раз просчитаем.
Если ситуация не изменится, это может привести к тому, что сбор начислений за электроэнергию перейдёт в полномочия управляющих компаний. В любом случае я гарантирую, что мы этот вопрос решим.
- Второй очень актуальный для нашего города вопрос, который обсуждался на том же заседании комитета, касается организации платных парковок. Как скоро автовладельцев ожидают предлагаемые перемены?
- Вопрос не простой, в том числе с законодательной точки зрения. Надо сделать так, чтобы парковки были и платные, и бесплатные. Мы на примере Москвы видим, что там организована целая система, и ведется соответствующая планомерная работа в этом направлении. За один день, конечно, ничего не решится – по словам начальника департамента городского хозяйства Александра Живоглядова, это произойдет не раньше июля, а то и конца следующего года.
- Платные парковки - это еще один способ пополнить доходы казны, так?
- Конечно, эти изменения принесут поступления в доходную часть бюджета. Но самое главное здесь не доходы – не так уж они велики. Главное – «Спецавтохозяйству» и подрядчикам нужно убирать улицы, а они загромождены. Мы видим, что многие общественные объекты, да и служебные здания построены там, где нет парковок. Обратных примеров мало - на углу Ленина и переулка 1905 года, где будет новый торговый центр, инвестор намерен построить подземную парковку. Это также может быть решением проблемы. Ну а там, где это сделать невозможно, выходом будут именно платные парковки. Стоить они будут примерно 60-80 рублей в час.
В качестве примера можно привести Китайскую народную республику или Лондон. Где вы там увидите парковки на улицах? Нет их, никто там машины не ставит. Автомобилисты оставляют свой личный транспорт в стороне от оживленной части города, а потом на общественном транспорте заезжают в центр. А если паркуются в центре, то платят большие деньги. Конечно, у нас будет много «пней» и «ям» в процессе реализации этой задумки. Тем не менее, я думаю, эту проблему, какой бы тяжелой она ни была, мы, депутаты, совместно с горадминистрацией и новым мэром наведем порядок.
- Еще одна часть городского хозяйства – коммунальные сети. Как наши предприятия ЖКХ подготовились к зиме?
- Мы добились того, чтобы все они сделали это вовремя, есть разве что небольшие сбои. Что характерно для этого года - город отошел от мелких котельных и перешел к укрупненным. Это было сделано спокойно, без шума и крика. Таким же образом решается вопрос об отказе от котельной на Водяной. Жители, квартир которые от нее отапливаются, перейдут на централизованное теплоснабжение. Нашли мы пути решения и по злополучной котельной в Лоскутово, где собственник уведомил власти, что прекращает обслуживать население. Средства на последовательное решение этих вопросов в бюджете следующего года заложены.
- А «Томскводоканал», «Горсети»? Насколько вероятны аварии на этих сетях с наступлением холодов?
- Оба указанных предприятия также готовы к зиме. Вот многие критикуют, что водоканал передали французам. А я вам скажу – количество порывов на сетях с тех пор стало на порядок меньше. Это показывает статистика. Или недавно в одном СМИ прочитал – дескать, мы передали водозабор «Горсетям» и таким образом поставили жителей в зависимость от частной компании. Да в какую зависимость? «Горсети» произвели полную модернизацию электрических сетей водозабора.
- Еще один важный вопрос, который наделал немало шума, особенно среди жителей Иркутского тракта, – проект строительства там станции мусороперегрузки. В следующем году, что планируется сделать в этом направлении?
- Сама станция была запроектирована лет 20 назад, когда в том микрорайоне еще не было столько жилых домов. Сейчас рядом с ними она уже не будет «привлекательной». Поэтому рассматривается вопрос о переносе ее на старый полигон ТБО в Новомихайловке, после тщательной экспертизы. Уверен, что будет соблюден баланс интересов жителей и потребностей городского хозяйства. Мы провели выездное заседание на предполагаемое место строительства станции в этом году, обязательно вернемся к рассмотрению вопроса в первом квартале 2014 года.
- А что будет с теми пешеходными переходами, которые подрядчик – томский филиал «Сибмоста» построил, но город их до сих пор не принял? Они находятся в удручающем состоянии – там горы мусора, света нет…
- Одна из причин того, почему задерживается сдача этих объектов, – не вовремя были подготовлены документы. Сейчас этот вопрос решается. Что касается содержания этих объектов, сначала, как вы помните, мы надеялись, что туда придут предприниматели со цветочными и прочими киосками. Но мы же не Москва – частники туда не пришли. Если они так и не появятся, мэрии придется взять содержание этих переходов на себя, иначе кто это сделает?
- И наконец, что касается жилищного строительства – как, по-вашему, город должен развиваться вширь или уже пора, как во всех цивилизованных странах, сносить «трущобы» и строить новые дома на их месте? Это касается и Степановки, и Черемошников.
- Микрорайон Степановка активно застраивается. Можно и нужно выделять строительные площадки в районе Черемошников. Для того, чтобы сделать его привлекательным, власти должны позаботиться о развитии инженерных сетей в этом микрорайоне. Сейчас там нет инфраструктуры, потому строители туда и не идут. И опять мы возвращаемся к вопросу наполнения городского бюджета. Для того, чтобы город вкладывал средства в перспективные проекты, эти средства нужно иметь.