Городская власть готовится к переводу муниципальных образовательных учреждений в новый статус
Члены комитета по труду и социальной политике Думы города Томска ознакомились с итогами проверки администрацией г. Томска учреждений дополнительного образования. Выводы, к которым пришли депутаты, – к переводу в 2011 г. этих учреждений в статус автономных следует подготовиться и проводить его обдуманно. Для этого в ближайшее время обсудить со специалистами отраслевых департаментов, какие программы с учетом запросов населения следует финансировать, какие направления дополнительного образования развивать. Примерный список программ члены комитета попросили представить на очередное заседание.
Члены комитета по труду и социальной политике Думы города Томска ознакомились с итогами проверки администрацией г. Томска учреждений дополнительного образования. Выводы, к которым пришли депутаты, – к переводу в 2011 г. этих учреждений в статус автономных следует подготовиться и проводить его обдуманно. Для этого в ближайшее время обсудить со специалистами отраслевых департаментов, какие программы с учетом запросов населения следует финансировать, какие направления дополнительного образования развивать. Примерный список программ члены комитета попросили представить на очередное заседание.
По информации начальника департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Альфии Кобеевой, чтобы сделать переход безболезненным, надо понимать, что стоит за цифрами и знать конкретное состояние дел в каждом учреждении дополнительного образования. Там сейчас работает балансовая комиссия.
Специалисты департамента побывали практически во всех учреждениях. Их у нас 55, в т.ч. 4 автономных. Это 39 отдельно стоящих строений и 44 встроенно- пристроенных помещения. Общие количество детей, получающих дополнительное образование по разным видам творчества, - 63 тысячи человек. С ними работают 1,3 тысячи человек, из которых 77 процентов - специалисты, 16 процентов - вспомогательный персонал. Средняя заработная плата - 7,5 тыс. руб. Образование сегодня ведется по 480 программам 10 направлений. В основном это сценическое искусство, танцы, хоровое пение.
Проверяющие обратили внимание на то, что много желающих заниматься изобразительным искусством, но не везде есть условия. Немного занятий для мальчиков – речь идет о технических видах творчества. И еще: на занятиях, особенно в дневное время, детей присутствует значительно меньше заявленного количества – фактически не более 30 - 50 процентов. В отдельных учреждениях площади чаще переполнены в вечернее время. В иных - площади пустуют.
Заместителя председателя контрольно-правового комитета Владимира Полева интересовало, не получится ли, что в условиях, когда детским школам искусств, клубам и другим будет дано право зарабатывать деньги самим, бюджетное финансирование уменьшится.
Александр Деев: «Предлагаю ознакомиться с экономическим состоянием учреждений, которые перешли в новый статус полтора года назад. И ближе к осени вернуться к вопросу о подготовке к переводу муниципальных учреждений в статус автономных. Для этого попросить администрацию подготовить соответствующую программу перехода».
«Думаю, администрация работает в нужном направлении. Наша задача – встретиться со специалистами и обсудить перечень тех программ, финансирование которых должен взять на себя муниципалитет. Желательно представить эти программы в Думу заранее», - подвел итоги председатель комитета Алексей Федоров.
Для сведения
«Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» направлен на повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг, при условии сохранения (либо снижения темпов роста) расходов бюджетов на их предоставление, путем создания условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечения ими внебюджетных источников финансового обеспечения, а также создание условий и стимулов для федеральных органов исполнительной власти для оптимизации подведомственной сети.
В связи с этим предлагается:
1. Изменить правовое положение существующих бюджетных учреждений, способных функционировать на основе рыночных принципов, без их преобразования и создать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности их деятельности, в том числе:
- изменить механизмы финансового обеспечения бюджетных учреждений с расширенным объемом прав, переведя их с 1 января 2011 года со сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания;
- предоставить право бюджетным учреждениям заниматься приносящей доходы деятельностью с поступлением доходов в самостоятельное распоряжение этих учреждений;
- устранить субсидиарную ответственность государства по обязательствам бюджетных учреждений с расширенным объемом прав;
- расширить права бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти - учредитель соответствующего учреждения.
2. Создать новый тип государственных (муниципальных) учреждений - казенное учреждение, статус которых по сути совпадает с закрепленным в действующем законодательстве нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным ограничением в виде зачисления с 2011 г. всех доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, в соответствующий бюджет.
При этом процедура перевода учреждений в казенные должна обеспечивать минимизацию организационных мероприятий, связанных с изменением статуса казенных учреждений, и сведение их только к внесению изменений в устав (типовой устав) учреждения или положение о нем.
Более того, на 2010 год устанавливается переходный период, который позволяет как бюджетным учреждениям с расширенным объемом прав, так и казенным учреждениям функционировать, по сути, в прежнем правовом режиме (в частности, действуют ранее принятые нормативные акты, лицевые счета учреждений не переоткрываются, а внебюджетные доходы казенных учреждений не зачисляются в бюджет).
При этом первоначальные нормативы затрат на оказание услуг федеральным бюджетным учреждением и затрат на содержание имущества такого учреждения должен определять федеральный орган власти - главный распорядитель средств федерального бюджета, в отношении каждого из бюджетных учреждений, исходя из размера бюджетных ассигнований, предоставленных данному федеральному учреждению по смете в 2010 году.
С 1 января 2011 года изменения, касающиеся правового положения бюджетных учреждений и казенных учреждений, предлагается распространить и на учреждения, находящиеся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
(Из пояснительной записки к Проекту Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»)