Депутат ГорДумы Кирилл Новожилов: «Чтобы увеличивать доходы в бюджет, надо развивать современную конкурентоспособную экономику»
28 октября 2013
Сообщения, касающиеся городского бюджета, у непосвященных в азы микро и макроэкономических процессов вызывают недоумение. Формально бюджет Томска текущего года остается бездефицитным. Такие же планы городские власти строят и относительно бюджета-2014. Но при этом, то и дело мы слышим о том, что муниципалитет живет в долг. Помочь разобраться в этих экономических тонкостях, рассказать каковы доходы и расходы городской казны в этом году, и чего нам стоит ждать в году следующем, мы попросили председателя комитета гордумы по бюджету, экономике и собственности Кирилла Новожилова.
• Кирилл Львович, давайте начнем с цифр. Конец года не за горами, уже можно говорить о предварительных финансовых итогах. На каком уровне по доходам и расходам ожидается исполнение бюджета-2013?
- На этот год, по нашим прогнозам, доходы городской казны составят порядка 12,4 миллиарда рублей. Мы планируем такую же расходную часть, чтобы бюджет получился бездефицитным. Но пока не выполняется прогнозный план по доходам в пределах 1,2 миллиарда рублей. И другого пути кроме как увеличение дефицита бюджета — отмечу, его максимальный показатель может составлять 620 миллионов — я не вижу. Скорее всего, будет принято именно такое решение. Однако и в этом случае необходимо еще 600 миллионов. Выход – либо сокращать расходы на эту сумму, либо ждать субвенций от вышестоящих властей. Но ситуация такова, что скорее всего, придется сокращать некоторые статьи развития города. Это, конечно, плохо, но это общемировая тенденция.
• Но как же так — дефицит по факту есть, но при этом городские власти говорят, что бюджет остается бездефицитным?
— Бездефицитный бюджет — это прогноз, который мы всегда делаем до конца года. Пока год не закончен, бюджет действительно формально остается бездефицитным. При этом мы понимаем, что на деле вряд ли получится его таким сохранить, даже если в последние месяцы поступят дополнительные средства от области или из федерации.
• Теперь понятно. А как мы выглядим на фоне соседей? Есть в Сибири города, где муниципальный долг еще выше, чем у нас?
- У нас муниципальный долг — на уровне 50 %. Когда-то он чуть больше, когда-то чуть меньше. Это зависит и от величины заимствованных средств, которые мы берем на рынке, и от величины собственных доходов. В соответствии с бюджетным кодексом процентное соотношение дефицита и доходов не должно превышать 100 %, а по нашему соглашению с областью об условиях предоставления субвенций - дефицит не должен превышать 50 % от доходной части городского бюджета. Если сравнивать с другими крупными городами Сибирского федерального округа, наименьший дефицит бюджета у Кемерова — 12,4 %, порядка 50 % - у Новосибирска, около 40 % - у Барнаула и Омска, 57 % - у Красноярска.
• А что касается бюджета-2014 — уже есть конкретика, каким он будет?
- Бюджет города всегда социально ориентированный — это необходимость, потому что у нас есть определенные социальные обязательства перед томичами. В 2014 году расходы муниципалитета на социальную сферу — образование, культуру, физкультуру, спорт, социальную политику — составят почти 4,5 миллиарда рублей, то есть 56,5 % от общей суммы расходов бюджета. Эти обязательства мы должны исполнять при любом раскладе — хватает денег или нет.
Дальше идет бюджет развития. Вот эта часть может изменяться в зависимости от наших возможностей. А они в основном связаны даже не собственными доходами — потому что мы их понимаем и планируем, а с теми субвенциями, которые к нам приходят из вышестоящих бюджетов. Та же пушкинская развязка была построена на 90% федеральных средств, которые нам удалось привлечь. Детские сады и другие социальные объекты мы тоже строим по большому счету за счет областных субвенций. Конечно, надо в этом направлении работать, потому что развитие инфраструктуры дает возможность развивать бизнес, который потом принесет нам дополнительные налоги. Но в приоритете у нас — социальные обязательства.
• Но, может быть, муниципалитету имеет смысл как можно больше продать имущества и таким образом пополнить доходную часть бюджета? Ведь есть у нас еще земельные участки и здания.
- Это не лучший вариант. Дело в том, что те статьи, по которым мы в основном недобрали доходную часть, — это как раз поступления от продажи недвижимости и земли. Сегодня цены на рынке сильно упали, и нам экономически нецелесообразно продавать эти активы дешево. Выгоднее перекредитоваться, дождаться лучших времен и продать эти активы по более высоким ценам.
• Вы в прошлом году говорили, что очень важно провести мониторинг льгот, которые предоставляются в городе. Это к вопросу об упущенных доходах.
- До сих пор остаюсь при своем мнении. Считаю, что льготы, которые мы предоставляем организациям, передавая им муниципальную недвижимость и другую собственность в безвозмездное пользование, нужно заменить платежами. Пусть бы все они по обычным расценкам платили за аренду используемых объектов. А город эти деньги собирал и передавал бы тем же организациям, а при необходимости инвестировал. Мы должны понимать, что получаем взамен от организации, помогая ей. Это более прозрачный механизм.
• Кирилл Львович, в завершении расскажите, насколько серьезен для нас экономический кризис, о котором сейчас столько говорят? Томску стоит ждать резкого сокращения субвенций?
— К сожалению, сейчас на уровне области и федерации тоже очень аккуратно подходят к планированию бюджета — ситуация там такая же, как и у нас. Если раньше бюджет планировали с ростом, то сейчас власти признали честно, что надо пережить эту ситуацию. Но паники никакой нет. Это нормальная ситуация, потому что экономика всегда развивается волнообразно. Думаю, во время кризиса пройдут небольшие структурные изменения в экономике, и опять пойдет рост. Цикличность составляет, как правило, пять-шесть лет.
Что касается субвенций из регионального и федерального бюджетов, мы не говорим, что в следующем году их будет меньше. Мы говорим о том, что их будет не больше, чем в году 2013-м. Мы раньше всегда планировали бюджет с учетом того, что субвенции из федерального и областного бюджетов будут увеличены. Сейчас планируем их на уровне 2013 года. Но мы не можем до конца планировать – и в текущем году не могли – потому что лишь часть субвенций – процентов 30-40 – нами планируются как гарантированные, а остальные приходят, как правило, в несколько этапов – по мере выделения денег на уровне областной думы.
Конечно, мировой финансовый кризис сказывается на российской экономике. Но надо стремиться к тому, чтобы увеличивать и доходы, и расходы. Для этого необходимо развивать современную конкурентоспособную экономику с высокой добавленной стоимостью и высокой производительностью труда. Это позволит получать хорошую зарплату и увеличить доходы в бюджет.