Автономные учреждения: плюсов больше, чем минусов
Какие плюсы дает статус «автономного» для учреждений образования? Какие проблемы могут возникнуть при переходе на новую организационную форму управления? На эти и другие вопросы ответы искали сегодня депутаты Думы города Томска – члены комитета по труду и социальной политике во время объезда по муниципальным автономным образовательным учреждениям.
Какие плюсы дает статус «автономного» для учреждений образования? Какие проблемы могут возникнуть при переходе на новую организационную форму управления? На эти и другие вопросы ответы искали сегодня депутаты Думы города Томска – члены комитета по труду и социальной политике во время объезда по муниципальным автономным образовательным учреждениям.
Томский Хобби-центр стал автономным еще в конце 2007 года одним из первых в городе. В учреждении при переходе на новую форму работы поменяли оргструктуру, оптимизировали топ-менеджмент, создали мощную бухгалтерскую группу, которая сейчас консультирует школы и УДО (учреждение допобразования) по вопросам автономии. Кроме того, в Хобби-центре стараются минимизировать и формализовать документооборот.
Плюсов в приобретении нового статуса директор учреждения Максим Савенков видит множество. Один из основных – возможность самим решать, куда потратить заработанные средства из внебюджетных источников. Кроме того, и кризис это показал, автономные учреждения гораздо более устойчивы, ведь в отличие от других не рассчитывают только на городской бюджет. Увеличилась и средняя зарплата сотрудников, особенно та ее часть, которая начисляется за счет доходов из внебюджетных источников (в 2008 году такие добавки составили в среднем 390 рублей, в 2009-м – 1243,8 руб., в 2010-м – 1522,6 руб.).
- А какие минусы вы видите в автономии? – спросил заместитель председателя комитета по труду и социальной политике Олег Правдин.
- Есть риск уменьшения муниципального задания и, соответственно, финансирования, - пояснил Максим Савенков. – Конечно, оказывать платные услуги более рискованно, ведь по нашим правилам родители платят после посещения ребенком занятия. Осенью в Томске буйствовал грипп, многие ребятишки не посещали Хобби-центр, соответственно, доходы мы получили меньшие.
Детский сад № 5 (ул.Елизаровых 4, корпус 1) приобрел статус автономного в октябре 2008 года. К этому времени здесь уже был накоплен большой опыт оказания платных услуг. За родительскую плату ребятишки могут здесь посещать спортивные секции, логопедические тренинги, уроки английского языка и человековедения, заниматься хореографией. Кроме того, в саду есть дополнительные оздоровительные процедуры – массаж, кислородные коктейли, фиточай, фитопарасауна.
При этом логопедические занятия, хореографические тренировки есть и бесплатные. Плата с родителей взимается только за дополнительные часы, и сравнительно невысокая – в среднем 40 рублей в час за обучающие курсы и 47 – за оздоровительные.
По данным руководства садика, процент охвата медицинскими дополнительными услугами составляет практически 100 процентов. Ребятишкам из малоимущих семей предоставляется скидка в 50 процентов.
Посмотрели депутаты и помещения, где провели «уплотнение. Но воспитатели резко против такого термина.
- Наши дети, наоборот, почувствовали свободу движений, - говорит Вера Козьма. – Если раньше у нас было в группе 29 человек, они занимались в одной комнате и спали в другой, то теперь спальню превратили в игровую, установили в каждом помещении кровати-трансформеры и сделали две группы по 20 человек. В каждой группе - свой воспитатель и нянечка. Получается, в каждой игровой у нас стало меньше ребятишек. А спальня что? Там детки только полтора часа в день проводили…
Кроме новых кроватей, в санузле добавили две раковины и два унитаза, на всех ребятишек поставили дополнительные шкафчики для одежды. С проветриванием помещений, говорят воспитатели, тоже нет проблем: окна раскрывают, когда дети уходят на занятия музыкой или физкультурой.
Такой вариант устраивает всех: и педагогов, и родителей, особенно тех, чьи детки получили долгожданную путевку в садик. Даже приехавшая вместе с депутатами Яна Икрамова, член инициативной группы родителей, против такого подхода не возражала. Женщина отметила, что общественная организация протестует против «арифметического подхода» - когда без учета реальных условий в детских садах открывают дополнительные группы. «Не везде же такие условия, как в этом садике», - заметила Яна.
Депутаты поддержали такую точку зрения и заверили, что будут следить, чтобы вопрос рассматривался отдельно в каждом конкретном случае.