Тема городского пассажирского транспорта стала основной на первом в этом году заседании социально-экономического комитета Томской городской Думы.
Тема городского пассажирского транспорта стала основной на первом в этом году заседании социально-экономического комитета Томской городской Думы.
Сначала парламентарии обсуждали предложение городской администрации о повышении тарифа на проезд в маршрутном транспорте. Начальник департамента экономики Елена Бушманова доложила депутатам, что на сегодняшний день повышение стоимости проезда до 7 рублей обусловлено целым рядом причин: результаты экспертизы, нормативные документы, обязательство маршрутников по легализации зарплат и перезаключению тарифных соглашений. Главной мыслью в выступлениях многих депутатов было не повышение стоимости проезда как таковой, а необходимость комплексного решения вопроса.
Председатель социально-экономического комитета А. Федоров озвучил многочисленные предложения депутатов по комплексному решению транспортной проблемы: необходимо меньшее количество маршруток, но при этом увеличение их вместимости, грамотное распределение маршрутов до транспортной сети города, прозрачность бизнеса (то есть обязательная выдача билетов), укрупнение фирм, владеющих маршрутными автобусами, «белая» зарплата водителей и кондукторов, приемлемое качество обслуживания (это относится и к безопасности движения, и к курению водителя в салоне, громкой музыке, и вежливости кондукторов). Кроме того, по мнению парламентариев, необходимо рассмотреть возможность конкурсной продажи маршрутов лотами и введения льготного (более низкого) тарифа на проезд для социально незащищенных категорий граждан.
И только после хотя бы частичного выполнения этих задач мы будем всерьез рассматривать вопрос повышения стоимости проезда, - подвел черту под обсуждением спикер городской Думы Николай Николайчук.
В итоге было решено не выносить этот вопрос на ближайшее собрание Думы, а депутаты продолжат рассмотрение проблемы в рабочем порядке.
Второй вопрос повестки вызвал не менее эмоциональное обсуждение. Заместитель мэра по экономике И. Шатурный разъяснил депутатам ситуацию. Если оставить все без изменений, то бесплатно ездить в муниципальном транспорте будут все пенсионеры, то есть около 100 тысяч человек. Однако не для всех такая ситуация будет равной: те из пенсионеров, кто имеет федеральные или областные льготы, будет получать и денежную компенсацию, и натуральную льготу (бесплатный проезд). Но большая беда в другом: компенсировать все это автотранспортным предприятиям должен городской бюджет. А в нем ни средств таких нет, ни помощи от области и федерации не предусмотрено. Да и постоянные задержки таких выплат могут привести к задержке зарплат для работников, а затем и к окончательному банкротству муниципального транспорта. Поэтому в рамках закона о монетизации льгот мэрия решила также поддержать пенсионеров «местного значения», то есть не имеющих никаких льгот. Для них решено заменить льготный бесплатный проезд компенсацией в размере 80 рублей. Как пояснила начальник департамента финансов Людмила. Смольникова, пока эта сумма не может быть увеличена, по крайней мере, до принятия городского бюджета. Л. Смольникова заверила депутатов, что они обязательно найдут возможности для увеличения компенсации, но только после принятия бюджета.
Однако многие депутаты настаивали на том, чтобы реализовать собственное решение и ввести для пенсионеров (всех) льготный проезд по 2 рубля. Спикер Николай Николайчук назвал это «подменой понятий»: получается, что городской бюджет должен будет заботиться не о «своих», городских пенсионерах, а обо всех. Тогда хотя бы необходимо требовать помощи от областного и федерального бюджета. Ведь городские власти должны думать не только о пенсионерах, но и о работниках ТТУ, например, которые постоянно получают свои мизерные зарплаты с задержкой и зачастую не в состоянии содержать семьи.
В итоге депутаты решили вынести на собрание Думы проект решения предложенный Администрацией города о замене льготы денежной компенсацией, а на собрании Думы уже принять окончательное решение.