Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева перед началом 11-го собрания
...Ежегодно летние месяцы в городе Томске проходят под лозунгом «Готовим город к зиме!» и каждый год на все лето томичи остаются в разрытом городе без горячей воды. Этот год не стал исключением. Жалобы томичей на несоблюдение сроков подачи горячей воды, которые всегда переносятся на более поздний срок, не прекращаются.
По информации департамента дорожной деятельности и благоустройства администрации Томска в 2021 году в областном центре проведено 1706 раскопок, большинство из них в силу сезонности и специфики работы принадлежат «Томскводоканалу» и «ТомскРТС». На конец июля восстановлена 521 раскопка. Путем несложных расчетов получаем, что 1185 раскопок в городе еще не восстановлено. И будут ли они все восстановлены – большой вопрос. Учитывая опыт прошлых лет, есть большие сомнения. Да и по качеству благоустройства и восстановления дорожного полотна после благоустройства есть большие вопросы и к монополистам, и к чиновникам, принимающим эти работы.
Каждый год с разных трибун говорится о том, что эту ситуацию надо исправлять, принимать все меры, однако все остается только словами. Заниматься личным пиаром в точках городского напряжения, повторяя как «капитан очевидность» всем известные проблемы - желающих хоть отбавляй, однако работать над решением проблем далеко не многие горазды. От нас же, и от депутатов, и чиновников, томичи ждут реальных дел по улучшению качества своей жизни.
Ежегодно за коммунальные услуги население платит все больше и больше, а качество услуг не растет. Какие бы красивые слова не произносились, без изменения нормативной базы, которая в корне изменит подход к ресурсникам, ничего не изменится. Как бы кто не строжился и не пугал различными карами небесными, как сказал Иван Андреевич Крылов в басне «Кот и повар» - Васька слушает да ест. Зачем напрягаться и что-то менять, если наших монополистов все устраивает. Не устраивает только томичей, но как уже грустно шутят сами томичи, кого же это интересует. Уважаемые коллеги, так не пойдет!
На прошлой неделе в средствах массовой информации появилось сообщение, что региональная прокуратура в ходе проверок выявила, что в июне 2021 года «ТомскРТС» были нарушены установленные графиком ремонта сроки подачи горячей воды в 60 многоквартирных домах, в результате возбудила в отношении организации пять дел об административных правонарушениях по статье 7.23 КоАП РФ (нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами). В результате их рассмотрения ресурсоснабжающей организации назначены административные штрафы на общую сумму более 30 тысяч рублей. Генеральному директору АО «ТомскРТС» выданы представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, виновное должностное лицо привлечено к дисциплинарной ответственности, в многоквартирные дома возобновлена подача горячего водоснабжения», — говорится в сообщении.
Но послушайте, что такое 30 000 рублей для такой организации? Пока не будет соразмерного наказания, не будет и изменения ситуации. Поэтому предлагаю Михаилу Аркадьевичу Ратнеру поручить профильным департаментам, а также прошу комиссию по регламенту Думы города Томска подготовить законотворческую инициативу по усилению ответственности должностных лиц и организаций за нарушения правил благоустройства, а также правил проведения земляных работ. Уверен, что областные коллеги, уже в новом составе, будут активно участвовать в этой работе не ради красивой картинки в телевизоре, а на благо томичей и всех жителей области.
***
ТТУ. Как часто за последнее время мы произносим эти три буквы. В большинстве случаев в негативном ключе. Не может в современном городе предприятие, обеспечивающие стратегическую задачу и социальную функцию, находиться в таком состоянии.
В июле мы с коллегами, депутатами Андреем Петровым и Андреем Федченко встретились с коллективом ТТУ, чтобы составить целостную картину об организации, а не только со слов руководства и из документов. Сказать, что впечатление о состоянии предприятия и состоянии коллектива не самое радостное – ничего не сказать. Проблемы копились и не решались годами. Или, если проводить строительную аналогию, решались путем «косметического ремонта» там, где необходим капитальный ремонт несущих конструкций.
Уверен, что назрел тот момент, когда к этому вопросу нужно подойти радикально. То состояние, в котором находится ТТУ, неприемлемо. И тех средств, которые требуются для приведения его в нормативное состояние, в городе не будет никогда. Уверен, что все это понимают.
Мы договорились с руководством ТТУ, что в августе на площадке Думы города Томска они представят свой проект развития предприятия. И мы это сделаем максимально открыто. Но независимо от этого, я предлагаю рассмотреть и обсудить комплексный вариант развития маршрутного пассажирского транспорта, который на мой взгляд, может решить проблемы с транспортной обеспеченностью города и присоединенных территорий.
Здесь нужно разделить проблему на несколько частей:
1. Переформатирование самого предприятия;
2. Апгрейд подвижного состава;
3. Работа с коллективом;
4. Маршрутная сеть;
5. Финансирование.
Что имеется в виду под переформатированием предприятия? Превращение ТТУ не в бедного родственника маршрутного рынка, который делает то, за что не берутся другие участники рынка, а в полноценного и сильного игрока, который будет составлять достойную конкуренцию. Предприятие должно играть ведущую роль в перевозках, при этом никак не ущемляя частный бизнес. О пересмотре или отмене контрактов частных перевозчиков никто речи не ведет. Об этом я скажу позже.
Понятно, что в существующих реалиях и при сохранении сегодняшней ситуации этого добиться очень сложно. Но пути есть. Предлагаю уйти от использования только электротранспорта, который безусловно должен остаться. Во всяком случае трамвай. И не просто остаться, а полноценно развиваться. Это самый скоростной и экологичный транспорт. Троллейбусы же, как вид транспорта, рано или поздно уйдут в прошлое, их заменят электробусы. Технологии электробусов сильно изменились за 10 лет. Это такой же неизбежный процесс, как смена времен года. Добавить к подвижному составу автобусы, для сохранения экологического баланса – это могут быть автобусы на газомоторном топливе, и создать предприятие, которое будет оказывать весь спектр услуг по перевозке пассажиров.
Здесь же возможно применение автобусов малой вместимости на 10-12 пассажиров, которые смогут осуществлять подвоз людей из внутриквартальных территорий к остановкам. Такое предложение мне было высказано на встрече с жителями поселка Родионово, куда полноценный автобус ходить в ближайшее время из-за состояния дорожной сети, точно не будет. Это также один из вариантов решения проблемы транспортной доступности в Радонежском, Зеленых горках и других микрорайонах.
Одна из самых важных частей – это переход на брутто-контракты. Брутто-контракт предполагает, что прибыль перевозчиков зависит не от числа перевезенных пассажиров, а от параметров оказания услуг (в том числе работы по графику, числа единиц подвижного состава на линии, пройденного расстояния). Также можно обсудить вариант переноса трамвайного депо, находящееся на проспекте Комсомольский и улице Енисейской, в другое место, например, на улицу Б. Подгорная, которая таким образом может получить стимул к развитию. Уверен, что и на высвободившуюся муниципальную территорию, которая имеет высокую рыночную стоимость и неэффективно используется, в короткие сроки найдутся инвесторы. Полученные деньги можно использовать для переноса мощностей и строительства административно-хозяйственного корпуса и боксов для хранения и ремонта техники. Для этого не нужно будет прокладывать дополнительные рельсы и тянуть дополнительные линии. Опыт Белгорода, о котором уже много говорилось, показывает, что это не только возможно, но и нужно делать.
Кроме того, считаю, что необходима и оптимизация в самом трамвайно-троллейбусном управлении. Во-первых, оптимизация всех бизнес-процессов, оптимизация избыточных или неиспользуемых мощностей и территорий, оптимизация работы персонала. При этом оптимизация персонала – это не сокращение работников, которых и так крайне не хватает. За то, в каких условиях работают рядовые сотрудники и при этом качественно исполняют свои обязанности - им низкий поклон. Это пересмотр обязанностей, правил, распорядка трудового дня, переобучение персонала, в том числе для работы на автобусах, повышение заработной платы.
Что касается маршрутной сети. Я уже сказал выше, что реорганизация ТТУ и изменение маршрутной сети не должно касаться частных перевозчиков. Люди заключили контракты, честно работают и никаких изменений для них быть не должно. Но контракты для большинства перевозчиков, напомню, заканчиваются 31 декабря 2023 года.
В Томске есть разработанная пермской компанией «Радар», но не введенная в действие схема движения маршрутного транспорта. Ее актуализация не займет много времени, но запуск для обновленного ТТУ этой маршрутной схемы может создать альтернативу для пассажиров и составить конкуренцию для перевозчиков в 2024 году.
Теперь что касается извечного вопроса: где деньги на все это? Здесь есть несколько источников. Во-первых, это муниципальный бюджет, который и так ежегодно субсидирует ТТУ на сумму около 300 млн рублей. Во-вторых, это деньги после оптимизации мощностей и избыточных территорий. В-третьих, участие в национальных проектах. Это не просто возможно – это необходимо делать! Другие регионы получают и деньги, и новый транспорт, Томск же нигде не участвует. Разве у нас в городе все в порядке, нам деньги не нужны? Также призываю администрации Томской области и Томского района присоединиться в качестве соучредителей нового предприятия. В этом будут заинтересованы все: и власти, и томичи, и жители Томского района, которые ездят в областной центр на работу, учебу и фактически являются полноценными томичами.
Для одного выступления эта тема очень обширна и вопросов, требующих решения, конечно, очень много. Поэтому предлагаю на заседании комиссии по дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения, которое запланировано в октябре, рассмотреть эти предложения с учетом концепции развития предприятия, которую в августе представит руководство ТТУ, с привлечением всех заинтересованных сторон.
Уважаемые коллеги! Ситуация дошла до такой точки, когда необходимо кардинальное решение. В таком виде, в котором оно находится сейчас, ТТУ оставаться не может...