Из выступления председателя Думы города Томска Чингиса Акатаева
... В преддверии начала благоустроительного сезона на площадке Думы вновь поднят вопрос финансирования ремонта дворовых территорий.
Предыстория такова: в 2017-2018 годы дворы приводили в порядок за счет средств бюджетов всех уровней. Часть – от одного до 20 процентов – вкладывали и собственники домов. В 2019 году регион заключил с Минстроем соглашение, где финансирование дворов предусмотрено не было. Не было средств и в 2020 году. Назревала точка напряжения, потому что заканчивался «срок годности» проектных документов, которые оплачивали чаще всего как раз сами жители. Тогда депутаты, еще VI созыва, обратились к областным коллегам, в результате Томску были выделены дополнительно 44 млн рублей. Эта сумма позволила закрыть самые «горящие» объекты, на которые проектно-сметная документация уже была готова. Таким образом, было благоустроено более 100 территорий, но еще ждут своей очереди 2230 дворов.
Чтобы исправить ситуацию системно, необходимо доработать соответствующие документы. Этим путем пошли практически все регионы. Только около десятка субъектов не пользуются возможностью ремонтировать дворы за счет федерации. В их числе Томская область.
На обращения депутатов областной департамент указывает, что «достижение показателя по благоустройству всех неблагоустроенных дворов за счет доведенных бюджетных средств невозможно, в связи с чем он был исключен из региональной составляющей как «неисполнимый». Поэтому «выполнение работ за счет субсидии федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» будет являться нецелевым использованием бюджетных средств».
Позиция понятна. За деньги, полученные по любому федеральному проекту, приходится очень тщательно отчитываться. Поэтому гораздо проще благоустроить один большой объект типа благоустройства Лагерного сада или Ново-Соборной площади, чем дворы, где еще и очень многое зависит от управляющих компаний, ТСЖ, собственников.
Конечно, людей привлекают крупные общегородские проекты. Но, гораздо больше их беспокоят подходы к своим подъездам, дворы, подъездные пути к дому. Мы, депутаты, видим и слышим это на каждом приеме граждан. Это, действительно, очень серьезная проблема для нашего города. Мы можем много говорить о том, как благоустроить Томск, планировать большие проекты, но пока не будет современной удобной дворовой территории, доступной, качественной и безопасной детской и спортивной площадки, современного зонирования и зеленых насаждений – Томск не станет комфортным и привлекательным городом.
Здесь нам не обойтись без помощи со стороны региона. Для решения этого очень острого вопроса, необходимо найти 150 млн рублей. Уверен, что областные коллеги депутаты и региональная исполнительная власть не останутся в стороне и рассмотрят возможность выделить из бюджета региона необходимые средства. Также, мы надеемся, что область найдет варианты изменения соглашения с Минстроем, в результате которого федеральное финансирование благоустройства дворовых территорий станет возможным.
Со своей стороны, депутаты готовы помочь в налаживании контактов с собственниками, подключиться к процессу контроля за проведением работ. И.о. мэра Михаил Аркадьевич Ратнер также подтвердил, что администрации города, районов готовы быстро включиться в работу и приложить все усилия для того, чтобы провести все необходимые конкурсные и иные процедуры.
***
Еще одна важная для Томска как сибирского города тема – уборка дорог и очистка от снега и наледи крыш.
Несмотря на то, что высота покрова в областном центре уже в конце января была на несколько сантиметров выше нормы, Томск вставал в пробки только в дни сильных снегопадов. Что говорит о достаточно оперативной уборке города. Однако большое количество вопросов жителей вызывает ее качество. Из-за снега оказались заужены и без того неширокие томские дороги, кое-где доходит до того, что не могут разминуться два автомобиля. И я говорю не о межквартальных проездах, а о центральных улицах.
В соцсетях много негативных комментариев и фотофактов по очистке от снега и наледи крыш домов. Мы прекрасно знаем, чем может закончиться халатное отношение к таким работам. Трагедии происходили, к сожалению, и в нашем городе. Разве мы хотим, чтобы они повторялись?
Ответственность за своевременную очистку лежит на собственниках и обслуживающих организациях, контроль – на сотрудниках районных и городской администраций. Призываю также и своих коллег-депутатов присоединиться к решению проблемы.
Другая сторона «снежной» темы – это паводок.
По предварительному прогнозу экспертов, паводок на Томи в Томске и окрестностях весной-2021 пройдет по сценарию прошлого года, то есть без чрезвычайных ситуаций.
Однако тут как нельзя более правильным будет принцип «хочешь мира – готовься к войне».
В областном центре 28 потенциально опасных участков, которые могут быть подтоплены в паводок, 13 из них подвержены риску от разлива Томи и малых рек, еще 15 – от талых вод. В этой связи особенно тревожно звучат сигналы жителей этих районов о том, что снег с территорий не вывозится.
Предлагаю комитету городского хозяйства в ближайшее время заслушать информацию мэрии о подготовке к предстоящему паводку и о мерах, которые предпринимаются для того, чтобы избежать подтопления домов. Кроме того, считаю правильным городской администрации усилить работу по вывозу снега с проезжей части томских дорог, а также по контролю за состоянием крыш домов, выходящих на пешеходные тротуары и тропинки.
***
Еще одна тема, я бы сказал - стратегическая, о которой просто необходимо говорить.
Сейчас очень много споров по концепции строительства в регионе межвузовского кампуса. Что странно: при такой значимости объекта для Томска и области в целом, по проекту удивительно немного достоверной информации.
Наш город, где университеты – это, по сути, градообразующие предприятия и крупнейшие налогоплательщики, очень зависим от успеха вузов, от их рейтингов и востребованности среди студентов. Рынок образования в мире развивается очень динамично, и любое отставание смерти подобно. Как писал Льюис Кэрролл в «Алисе в Стране чудес», чтобы оставаться на месте, нужно бежать. А здесь – ехать на спорткаре!
Чтобы наращивать потенциал, есть два пути: либо все те ресурсы, которые есть, «размазать ровным слоем» на всех, либо создать несколько базовых «больших» университетов в стране, которые станут паровозами развития не только науки и образования, но и целого региона.
По отдельности эту задачу ни один вуз выполнить не сможет, а вот вместе – большие шансы. На этом пути высока конкуренция, и проигрыш здесь, по сути, - потеря исторического шанса для города и региона в целом. Однажды Томск уже упустил свой шанс, когда мимо прошел Транссиб. Сейчас без преувеличения ситуация очень похожа. Выживут те вузы, которые смогут дать новые знания для изменившегося мира. Выявить потребность в новых знаниях, разработать учебный продукт и вывести его на образовательный рынок в самый короткий срок – это одна из главных задач.
Чтобы усилить позиции томичей и создается проект «Большой университет». Планируется, что в него войдут, сохранив свою юридическую самостоятельность, все вузы и НИИ. Интеграция предполагается на уровне принятия глобальных решений по развитию Томска как города-университета и для повышения конкурентоспособности наших науки и образования. Кроме того, интеграция позволит значительно усилить базу каждого отдельного университета и научного института за счет того, что студенты, преподаватели и ученые смогут пользоваться объектами – лабораториями, научным оборудованием, библиотеками и так далее – всех томских вузов и НИИ.
Но плюсы будут не только для студентов и преподавателей. Такой университет, по сути становится одной «точкой входа» для бизнеса, аналогом «единого окна», где можно заказать исследование и работу и получить готовый продукт не зависимо от того, какой конкретно ВУЗ это делал. Каждый отвечает за свой участок, но все вместе – за конечный результат. Увеличивается скорость принятия решений, уменьшаются издержки.
Существенным толчком к развитию станет строительство межвузовского кампуса – общежитий и сопутствующей инфраструктуры для студентов. Важно понимать: городок рассчитан не под переселение студентов, а под привлечение в Томск еще 15 тысяч студентов, в том числе иностранных. Мы часто говорим, что каждый пятый житель Томска – студент, но, к сожалению, это уже не так. Сейчас, только каждый ВОСЬМОЙ житель – студент. Одна из причин – нехватка общежитий. Увеличились не только нормативы площади на одного студента, но и сами студенты стали более требовательными к уровню комфорта. Новый кампус – необходимое условие увеличения числа студентов и развития наших вузов, а значит и всего Томска.
Стоимость проекта предварительно оценивается в несколько десятков миллиардов рублей. Финансирование предполагается в рамках частно-государственного партнерства. Пока речь идет о 40-процентом участии Федерации, но ведутся переговоры об увеличении этой доли до 50-60 процентов.
Для города важно развитие Левобережья. Оно может стать, по сути, современным центром, в котором не будет конфликта с сохранением исторической части, будет возможным строительство комфортных микрорайонов. Это позволит привлечь людей и создать новые рабочие места.
Сейчас при непосредственном участии областной администрации разрабатывается мастер-проект застройки не только кампуса, но и всей прилегающей территории. И это не только тот необходимый для студгородка пресловутый кусочек в 52 га, знаменитый своей ценой, а 400 га! Понимание этого снимает все вопросы о местоположении – такой участок есть лишь на левом берегу Томи.
Городским властям нужно не оставаться в стороне, а максимально подставить плечо. Взять это направление за приоритет развития. Потому что в будущем, и мы это понимаем уже сейчас, самыми дорогими будут знания, информация, компетенции. Все это мы должны начать создавать уже сейчас и – только совместными усилиями всех ветвей власти. Еще один исторический шанс упустить нельзя...