Вопрос об установлении предельного тарифа на проезд в маршрутках предстоит ещё раз обсудить депутатам на ближайшем заседании комитета по социально-экономическому развитию города
Помимо того, думцы намерены проанализировать как на территории Томска идет реализация пакета транспортных положений, вступивших в силу с 1 декабря 2003 г.
Помимо того, думцы намерены проанализировать как на территории Томска идет реализация пакета транспортных положений, вступивших в силу с 1 декабря 2003 г.
Таков итог деятельности рабочей группы по транспорту, в состав которой вошли депутаты Алексей Федоров, Владимир Козырев, Александр Деев, Алексей Балановский и Евгений Кротов. Сегодня на итоговом заседании депутаты заслушали отчет Александра Деева, проводившего анализ пассажиропотока.
Александр Николаевич сразу сообщил коллегам, что результаты недельного среза навряд ли можно считать строго научными, но, тем не менее, они достаточно точно отражают основные параметры пассажиропотока. Замер проводился на шести томских маршрутах, причем исследовались как высоко, так и низкорентабельные маршруты. В частности, пассажиропоток замерялся на маршрутах № 19, 32, 3, 11, 25 и 22. Деев подчеркнул также, что анализ проводился как в часы-пик, так и в выходные дни и вечернее время.
Результаты среза Александр Николаевич считает шокирующими. Судите сами: за один оборотный рейс (имеется ввиду проезд, например, из Академгородка до Соснового бора и обратно) одна маршрутка перевозит от 39 до 223 томичей. В среднем за один рейс автобус перевозит 97 пассажиров. Как правило, маршрутник делает 6 рейсов в день, перевозя в среднем 582 горожанина.
Председатель бюджетно-налогового комитета Александр Деев подсчитал, что если на улицы города ежедневно выходит 570 маршруток, каждая из которых делает по 6 рейсов, перевозя в среднем 97 пассажиров, то автобусы ежедневно перевозят 331 тыс. 740 пассажиров. Поскольку каждый из томичей платит по 5 рублей, несложно посчитать, что годовой бюджет томских маршрутников составляет 605 млн. рублей или 21 млн. долларов.
В этой ситуации, по мнению Александра Николаевича, говорить о развале бизнеса просто не приходится. Косвенным подтверждением того факта, что перевозчики не бедствуют является статистика. По данным ГИБДД за четыре месяца этого года поставлены на учет 131 автобус марки «ПАЗ». Закачивая отчет, Деев констатировал, что нет никаких оснований для повышения стоимости проезда в маршрутках.
В процессе обсуждения доклада прозвучали и другие предложения. Депутат Владимир Козырев убежден, что думцам не стоит «вмешиваться в бизнес, который должен регулироваться рыночными механизмами». Достаточно установить предельную стоимость проезда на привлеченном транспорте и запустить процедуру конкурсного отбора перевозчиков.
Борис Колесов напомнил коллегам, что сдерживание тарифов приводит к гибели Трамвайно-троллейбусного управления. Так, убытки ТТУ в 3-ем квартале 2003 года составили 10 млн. рублей. Евгений Кротов высказался за введение конкурса на выдачу лицензий.
Председатель гордумы Николай Николайчук подвел черту обсуждения, напомнив коллегам о ранее принятых решениях, которые предполагают и проведение конкурсов, и наличие кондукторов, и выдачу билетов. Однако до сих пор эти решения остались на бумаге, именно поэтому спикер предложил заслушать отчет администрации о реализации правил работы привлеченного транспорта, принятых 28 октября прошлого года.