Прямая линия с Председателем Думы Города Томска Сергеем Ильиных
29 мая, в среду, с 13.00 до 14.00 в медиацентре РИА Новости в рамках проекта «Обратная связь» состоялась онлайн-конференция по теме «Как Дума города Томска решает актуальные городские вопросы?» На вопросы томичей отвечал Председатель Думы Города Томска Сергей Ильиных.
СТЕНОГРАММА
Ведущая:
Вчера состоялась комиссия Думы по транспорту, где рассматривался вопрос о предпринимаемых мерах по улучшению качества перевозок. Какова позиция городских депутатов по этому вопросу?
Сергей Ильиных:
Вопрос о транспорте и стоимости проезда обсуждается в Думе достаточно давно. К этому процессу подключились и общественные организации. Понятно, что в пересмотре тарифов есть объективная необходимость. Это первое, что я могу сказать по позиции депутатов Думы города Томска. Меняется стоимость элементов, из которых складывается цена на проезд. Сегодня экономисты посчитали обоснованный уровень размера этой цены. Понятно, что их справедливо критикуют за неточный подсчет пассажиропотока. Но сегодня расчеты ведутся исходя из имеющихся возможностей. И, наконец, последний фактор, на который мы обращаем внимание, - это цены на проезд в муниципальном транспорте и в маршрутках в соседних городах Сибирского федерального округа.
Далее. Многие увязывают вопрос повышения тарифа с изменением подходов к работе самих маршрутников. Водитель за рулем с сигаретой и так далее… Все понимают, о чем идет речь. Мэр в последнем своем заявлении сообщил перевозчикам, что вопрос изменения тарифов пересматриваться не будет, пока не будут заключены соглашения, которые утвердят новую схему распределения маршрутов - один перевозчик на одном маршруте, - и не обяжут их зафиксировать все требования по качеству в договоре. Но для депутатов это две совершенно не связанные друг с другом темы. Мы рассматриваем тариф исходя из объективных причин для его изменения. Это одна сторона медали, а вторая – качество обслуживания. Оно всегда должно быть одинаково высоким, чего сегодня мы, к сожалению, не наблюдаем. Это серьезные вопросы к органам управления транспортным сообщением в Томске, администрации города. В целом претензия состоит в том, что действенных рычагов воздействия на маршрутников сегодня не имеется. Вчера были приведены цифры общего объема жалоб на перевозчиков, которые поступают в администрацию Томска. Это все то же курение в салоне, громкая музыка, а самое главное – нарушение графика движения по городу. В этой связи позиция депутатов однозначна: мы требуем от исполнительной власти поиска и применения более действенных механизмов для того, чтобы обеспечить качество пассажирских перевозок.
Какова перспектива? Многие говорят о разных уровнях, о 17 рублях… Я хочу, чтобы томичи четко понимали, что 17 рублей – это предельный тариф, который рассчитали экономисты. Это вовсе не означает, что именно на эту величину нужно менять тариф. По нашему мнению, повышение на 40% (а именно так будет выглядеть ситуация, если тариф будет поднят на максимальную величину), просто недопустимо. Второй принципиальный момент – должна быть сохранена дифференциация тарифов. Речь в первую очередь идет о людях старшего поколения. Другой вопрос в том, как этот тариф применять. Есть идеи, чтобы, например, после девяти или десяти часов вечера при изменении схем перевозок не применять льготных тарифов. Хотя вопрос тоже спорный.
Ну и, наконец, пропорциональность тарифов. В отношении изменения тарифов по электротранспорту, частным перевозчикам, по муниципальному транспорту перекосов быть не должно. И по срокам. Планировалось, что решение будет приниматься 1 июня, но это намерение не было подтверждено в связи с тем, что перевозчики оттягивают момент подписания соглашений. Я думаю, что это не совсем правильно. Здесь должна быть взаимная ответственность. В соглашениях не изложено ничего, что ставило бы перевозчиков в какие-то ущербные условия, поэтому соглашения, безусловно, надо подписывать и качество перевозок на территории города Томска обеспечивать на должном уровне. Вот позиция депутатов по данному вопросу.
Вопрос от Юлии Павловны на сайте «Вконтакте»:
Появилась информация о том, что остановки на Иркутском тракте к сентябрю будут оборудованы информтабло, отражающими движение транспорта. Запланировано ли появление информтабло на других улицах города, например, на пр. Ленина?
Сергей Ильиных:
Первое и самое главное – я бы призвал установку табло не считать какой-то великой инновацией. Это норма жизни для многих стран и городов - человек приходит на остановку и не гадает, когда транспорт придет, а видит на табло информацию о том, когда и какой автобус подъедет. Для этого и Президент Российской Федерации, и Правительство так настойчиво ставили задачу по внедрению собственной системы геомониторинга, ГЛОНАСС. Мы законом обязали перевозчиков установить это оборудование, потратив на него деньги, однако система мониторинга до ума еще не доведена. Все это должно происходить одновременно: на автобусах ставится система геомониторинга, на остановках появляются информационные табло, диспетчерская служба получает автоматизированную систему контроля за графиком перевозок и наличием автобусов на маршрутах. Такими табло должны оснащаться все без исключения остановочные площадки города Томска. И администрация города увязывает это оснащение с проектом «Новые остановки Томска», в рамках которого планируется привести все остановочные комплексы к единым архитектурно-эстетическим требованиям, в том числе и с наведением порядка по размещению организаций на территории этих остановочных комплексов.
Многие задают вопросы про общественные туалеты (в частности, Александра Астафьева, пользователь Вконтакте – прим. ред). В Прибалтике есть достаточно интересный опыт, мы его изучали: коммерческие организации в обмен на право размещения рекламы на улицах города устанавливают платные туалеты. Что мы решили сделать в первую очередь? В рамках проекта «Новые остановки» разместить туалеты в остановочных пунктах на конечных остановочных комплексах. На центральных улицах этот вопрос не так просто решить по понятным причинам – гигиеническим, в связи с отсутствием сливов, канализации и т.д.
Вопрос от пользователя портала «ВТомске» Ninelle:
Кто все-таки отвечает за состояние остановок трамвая? Урны забиты мусором или вообще отсутствуют, подножки трамваев такие высокие, что без посторонней помощи войти пожилым людям и пассажирам с детьми невозможно.
Сергей Ильиных:
Мы получили довольно серьезный резонанс со стороны предпринимателей, которые эксплуатируют остановочные комплексы, по поводу проекта «Новые остановки Томска». Подход очень простой: право привести остановочный павильон в соответствие с едиными городскими требованиями должно быть не только у организации, которая выиграет конкурс, но и у тех предпринимателей, которые эксплуатируют остановочные павильоны. Хочу, чтобы моя позиция была услышана.
Есть остановки, которые коммерчески непривлекательны. Это остановочные павильоны, которые вряд ли заинтересуют предпринимателей с точки зрения их реконструкции и размещения магазинов, потому что проходимость небольшая или район не тот. Причины могут быть разные. Поэтому мы задали такой вопрос разработчикам проекта и лично мэру. А модернизацию тех остановок, где совсем никакого решения не найдем, будем финансировать из бюджета, ведь остановочный комплекс необязательно должен быть дополнен банкоматами, магазинами. Это должно быть место, которое защищает человека от ветра, дождя, где у бабушки есть возможность присесть на лавочку в ожидании трамвая. Конечно, эти вопросы должны решаться не только в рамках проекта, но и за счет бюджетных средств.
Звонок в студию:
Уже через несколько дней, 1 июня, состоится благотворительный марафон, который проводит фонд «Обыкновенное чудо». Примет ли в нем участие томская Дума? Как депутаты намереваются помогать особенным детям?
Сергей Ильиных:
Спасибо за вопрос. Я бы внес встречное предложение людям, которые имеют возможность заниматься благотворительной деятельностью, присоединиться к акции, которая ежегодно проводится фондом «Обыкновенное чудо», и поддержать семьи, которые нуждаются в поддержке. Дума, конечно, не в стороне. На последнем собрании мы предложили депутатам поучаствовать в этом процессе, посоветовались с ними и посчитали возможным выделить деньги в сумме 340 тысяч рублей. Есть конкретные семьи с ребятишками, которые нуждаются в поддержке – выезде на лечение либо приобретении медицинского оборудования и расходных материалов к нему, дорогостоящих лекарств. Они будут поддержаны за счет бюджетных средств. Такую позицию депутаты поддержали, и мы на днях перечислим денежные средства в фонд. В субботу, 1 июня, в рамках марафона эти сертификаты будут вручены от Думы семьям. Но кроме того мы договорились, что в городе будут организованы традиционные места сбора средств для помощи, депутаты в частном порядке примут участие в этих акциях.
И еще раз призываю томичей поддержать, потому что сегодня не до каждой семьи может дойти или оказаться подходящей государственная поддержка. Например, в рамках медицинских программ, финансируемых за бюджетные средства, есть возможность лечения ребятишек на территории Российской федерации, в том числе и в клиниках, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, но зачастую требуется специфичное лечение, которое проводят только на территории зарубежных стран – Чехия, Германия, Китай. Именно в таких случаях мы поддерживаем благотворительные организации.
Вопрос от руководителя томского отделения Российского детского фонда Людмилы Ганьжиной:
Сейчас благотворительностью заниматься очень модно. Но иногда сталкиваешься с тем, что люди относятся к этому не так ответственно. Поэтому хотелось бы узнать ваше мнение, как вы относитесь к благотворительности в нашем городе, и должна ли власть помогать в каком-то виде общественным организациям?
Сергей Ильиных:
Если человек испытывает потребность в добром деле, то он будет его делать. Если не испытывает, а делает из-под палки, то это не благотворительность. Другой вопрос в том, что у государства в поддержке благотворительности есть определенный функционал. В первую очередь, показать обществу, какие благотворительные организации сегодня действуют на территории, какие из них полезны, эффективны и действительно помогают тем, ради кого были созданы. Сегодня в области у нас порядка 1700 некоммерческих организаций. Рядовому человеку достаточно сложно разобраться, что объявление о сборе средств, которое было дано, это не хулиганы какие-то, нарушающие закон. Действительно ли эта организация помогает, не разворует ли элементарно деньги? Вот здесь задача власти показать, какие фонды на сегодняшний день жизнеспособны и работают не по принципу «собрали деньги на зарплату своему руководителю», а действительно приносят пользу ребятишкам или людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Вторая задача власти – пропагандировать социальную значимость благотворительности в обществе. Как это делается? Путем организации публичных акций по сбору средств, информационной поддержки деятельности благотворительных организаций. Вот этим государство должно заниматься. Ну и третье – создавать преференции. Но перегибов быть не должно, как это было в 90-ых, когда мы подменяли систему налогообложения какими-то хитрыми схемами благотворительного характера. Поддержка предприятий, которые ведут благотворительные проекты, должна быть четкой и понятной, и не должна подменять действующую систему налогообложения. Вот это моя позиция.
А насчет того, как с этим в Томске дела обстоят? Многие говорят, что у нас с благотворительностью все плохо. Насколько мне известно, публично благотворительностью занимается меньше людей и организаций, чем тех, кто делает это втайне от всех, никак не рассказывая о своей деятельности, честное слово. Спасибо огромное этим людям – бизнесменам и рядовым томичам, которые, как только беда случается, без всякого призыва несут вещи и деньги. Томск очень добрый и отзывчивый на чужую беду город. И пусть такая ситуация сохраняется. И с каждым годом количество людей, которые хотят участвовать в благотворительности, растет. Это хороший знак.
Ведущая:
Актуальный вопрос. На майском собрании Думы доходы бюджета увеличены на 800 млн. На что будут направлены эти средства? Останется ли бюджет бездефицитным?
Сергей Ильиных:
Мы заняли эту принципиальную позицию в ответ на критику, высказанную в адрес власти в Томске о том, что наращивается долг. Вообще, это правда. Хотя справедливости ради надо сказать, что большинство городов сегодня в условиях несовершенных межбюджетных отношений имеют долги и наращивают задолженность. Причем Томск не выглядит плохо на этом фоне. Тем не менее, томичи правы, критика справедлива. Мы сделали все, чтобы вести ответственную финансовую политику, и приняли бездефицитный бюджет. Но время определенные требования к нам предъявляет, и возник ряд очень серьезных существенных потребностей. Первое – продолжение программы по ремонту социальных объектов. Не может быть остановлен ремонт детских садов, школ. В связи с этим, в данных учреждениях ремонт ведется не по принципу «есть деньги – ведем ремонт, нет – не ведем». Ремонт ведется системно, чтобы не упустить возможность поддержания зданий в нормальном состоянии. 250 млн. из выделенных дополнительно средств будут направлены на эти цели.
Второй момент. Вы слышали довольно жесткую позицию президента Владимира Путина относительно решения вопроса по ветхим и аварийным домам на территории России в целом. Город Томск должен участвовать в софинансировании. Объем софинансирования составил 300 млн рублей на 2013 год и превысил отметку в 800 млн. на три предстоящих года – это 2013, 14, 15-ый годы. Какие дома будут расселяться? Те, которые признаны аварийными, подлежащими расселению и последующему сносу по состоянию на 1 января 2012 года. Дату эту определили, чтобы понимать объем. При этом фактический объем аварийного жилья на территории Томска значительно превышает те показатели, которые были зафиксированы на 1 января 2012 года. Тем не менее, нам федерация и область дополнительно к тем объемам дает еще 500 млн рублей на 2013 год. То есть общий объем расселения составит 800 млн на 2013 год. Надеюсь, что эта планка будет сохранена и в 14-15 годах, что позволит расселить довольно приличный объем. В цифрах три года – это 45 тысяч квадратных метров на территории города Томска. Почему такое софинансирование потребовалось? Объясню: расселение производится квадрат в квадрат, то есть, если человек проживал на площади 9 квадратных метров, то ему положено 9 квадратных метров в нормальном современном жилье с соблюдением строительных и гигиенических норм. Но таких квартир не существует, поэтому данный гражданин получит не 9 квадратных метров, а однокомнатную квартиру. Вот эта дельта составляет сегодня порядка 30%, а где-то и больше. Мы посчитали расчетный показатель для нас – 300 млн рублей мы должны добавить, чтобы это превышение в квадратных метрах от фактически занимаемого сейчас гражданами жилья обеспечить с точки зрения приобретения. Но мы тут даже не задумывались. И не потому, что это позиция федеральных властей и лично Президента, а потому, что сегодня это одна из ключевых потребностей томичей. Работа в рамках этой программы уже ведется.
И третье крупное направление – расходуем 100 млн. рублей на ремонт дорог. Их состояние томичи оценивают как катастрофическое. Даже не буду пытаться корректировать это мнение. Это действительно так, состояние дорог ужасное. Во многом это зависит от возможностей ресурсных, от денег, но не только. И это предмет нашего диалога с мэрией. Сегодня в рамках имеющихся средств нужно более четко и системно эту проблему решать. Задаем вопрос – где сегодня ремонт ведется? Вот предписание ГИБДД. Кто приоритеты определял, какие ямы в первую очередь закрывать? В нашем понимании в первую очередь должны быть отремонтированы те участки дорог, где поток машин максимальный, где пробки сегодня создаются. Вот перекресток проспект Комсомольского и улица Сибирская. Налево на Сибирскую вчера поворачивали, вереница машин тянулась до реки Ушайки. Почему? Потому что прямо на повороте яма. Каждый водитель, очень медленно проезжая эту яму, создает пробку. В первую очередь надо это ремонтировать. Другой пример – перекресток улицы Шевченко и проспекта Фрунзе. В левом ряду стоят автомобили, которые на Шевченко поворачивают, по направлению в центр города. По первому ряду машины не могут проехать, потому что огромный колодец провалился. Какие там дороги, кто их делает и где? В первую очередь должны быть сняты вопросы, которые касаются вот таких узловых точек, чтобы снять напряжение по пробкам. Ведь люди сегодня находятся в состоянии… это гнев просто. Вот когда на Степановском переезде люди стоят, что, у них настроение хорошее? Вопросов по организации ремонтных работ достаточно много. Поэтому эти две темы нужно очень четко разделять. Вопрос о наличии ресурса на дороги есть, он справедливо сформулирован, и нужно его решать. С другой стороны – это слаженная работа наших дорожников под контролем соответствующих подразделений администрации города Томска по ремонту тех дорог в рамках денег, которые сегодня у нас имеются в бюджете.
И, наконец, порядка 60 млн. рублей мы выделили на реализацию указов Президента о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы, тем, кто не попал в перечень профессий по указу, но имеет идентичный функционал в наших муниципальных учреждениях.
Будет ли дефицит к концу года? Администрация Томска представит нам план по дополнительной приватизации для того, чтобы объем доходов на 800 млн. набрать как-то. Уверяют нас, что увеличатся поступления по земле. Думаем, что так и будет. Это не просто заявление, мы проанализировали его, основания для такой позиции у мэрии есть, доходы можно наращивать. Но наличие возможного дефицита к концу года не остановит нас в принятии решений ни по ветхому аварийному жилью, ни по ремонту соцобъектов и автомобильных дорог. Отсюда простой вывод: мы понимаем всю ответственность за сбалансированность бюджета к концу года, но не находим оснований страховаться по возможности получения доходов при наличии необходимости в расселении, в ремонте дорог, в ремонте социальных объектов. Это приоритетные задачи, мы их будем решать в любом случае при любом бюджете.
Ведущая:
Вопросов по дорогам очень много. Но особенно наших читателей интересует Мокрушинский переезд и строительство там развязки.
Сергей Ильиных:
- Не только Мокрушинский, но и Степановский переезд. Проблема еще и в оргвопросах. Мы обратились в РЖД с просьбой маневрировать в нерабочее время. На что получили ответ, что именно так все и происходит. Там ведь поезда не ходят потоком. Проблема в том, что шлагбаум закрывается, подходит маневровый тепловоз. На предприятии «Горсети» поставили камеру, последили в течение месяца. Цифры поразили. Мы сейчас обратились к губернатору с просьбой создать рабочую группу, нам необходима помощь региональных властей в переговорах с железнодорожниками. Людям можно долго рассказывать, что мы готовим проект по расширению этого переезда, ищем деньги, но надо СЕГОДНЯ снять остроту проблемы. Поэтому наша задача – оперативно решить вопросы маневрирования с железнодорожниками. Чтобы у нас переезд за час шесть раз не закрывался.
Что касается микрорайона Мокрушинского. Там непростая дорожная развязка в плане того, что соединяются две дороги из п. Зонального и с ул. Мокрушина. Как говорится, «кто друг другу уступит дорогу». Это порождает пробки. С потоком машин этот переезд не справляется. Не буду повторяться, вы наверняка слышали о проекте администрации. Он проходит экспертизу, сумма там приличная. Стоимость всего комплекса работ с расширением дорог, подъездными путями, организацией развязок и так далее - огромная. Проект грандиозный. Мы требуем от администрации, чтобы меры были предложены сегодня. Мы же объективно понимаем, что, если стоимость проекта 1,5 млрд. рублей, это завтра не произойдет, и в 2014-м, и может быть, даже в 2015-м. В этой связи на встрече с докладом руководителя департамента капстроительства такую задачу сформулируем. Мы все-таки считаем, что сегодня надо расширять переезд, делать все, что возможно: открывать «76-ой километр», чтобы хоть как-то снизить проблему.
Готовых решений по Степановке и Мокрушина на сегодняшний день нет ни у администрации, ни у думы. Поэтому вынужден признать, что эта задача просто – как, например, в отношении переезда в сторону Северска – не разрешится. И если кто-то обещает, что «мы завтра решим» - это просто не соответствует действительности. Я не намерен вводить томичей в заблуждение, но быстро этот вопрос не решится.
Звонок в студию:
Может ли Дума как-то повлиять на то, чтобы мэрия пореже перекрывала проспект Ленина из-за шествий?
Сергей Ильиных:
В мае мы отмечаем ключевые для страны даты. В первую очередь – 9 мая. Не перекрыть проспект Ленина для парада в День Победы, наверное, не получится. Первомайская демонстрация – это традиция для людей старшего поколения. Еще несколько знаменательных дат – 135-летие со дня основания ТГУ, шествие студентов. Не думаю, что власть злоупотребляет в этом отношении. Это не означает, что перекрытие будет постоянно. Отнеситесь к этому с пониманием. Что нам предстоит? Карнавал. Надеюсь, что он все-таки станет праздником для горожан, а не недовольством в связи с тем, что перекрыли улицу Ленина.
Вопрос от журналистской аудитории:
В продолжение темы дорог. Недавно в Томске стартовала акция «Какой мэр – такие и дороги». Согласны ли вы с лозунгом?
Сергей Ильиных:
- Была такая хорошая передача по ТВ, там председатель бюджетного комитета Госдумы РФ Макаров так ответил на вопрос «Кто виноват?» - «Я виноват!». Власть виновата. С точки зрения справедливости предъявляемых людьми требований все правильно, более того, никто не вправе критиковать эту позицию людей. Кто за все отвечает? Власть. Кто власть в городе? Мэр. Поэтому, наверное, к мэру надо добавить еще и думу, и службы, которые сегодня отвечают за хозяйственные вопросы в Томске. По-другому и быть не может. Это первое. И второе. Я думаю, что задача власти – не в том, чтобы отбивать критику людей, обсуждать проходящие акции, а решать те проблемы, которые существуют в связи с дорогами. В странах, где многие хозяйственные вопросы решаются лучше, люди про власть вообще ничего не знают. Идеальное состояние, когда это так происходит.
Галина Александровна Баширова, председатель первичной ветеранской организации Кировского района ООО «Жилсервис»:
Я работаю со старшим поколением, они всегда задают много вопросов. Многие из них решаются. А какие меры поддержки предпринимаются для мичуринцев?
Сергей Ильиных:
- Недавно состоялась встреча с садоводами. Начался дачный сезон. Актуализировались вопросы как доехать, состояние дороги к участкам, электрообеспечение, льготы. Сегодня не взимается плата по налогу на землю с пенсионеров, которые имеют садоводческие участки, понижена ставка арендной платы за землю для тех, кто пенсионером не является, но садоводством занимается. Кроме того, 12 миллионов рублей мы ежегодно выделяем на компенсацию проезда на железнодорожном транспорте до мичуринского участка. Есть компенсации за проезд на водном транспорте – для тех, у кого мичуринские на Левобережье. Небольшие деньги выделяются на ремонт дорог. Мы сейчас ждем распоряжение Губернатора, которое систематизирует эту работу, определит вклад города в помощь садоводческим товариществам. Но уровень поддержки ниже прошлого года не будет точно. Мы договорились с товариществами обсудить вопросы по электропроводке, дорогам, и даже по созданию сайта для садоводов – чтобы им было удобно обмениваться информацией. Будем заниматься этими вопросами не только в рамках программ, но и в частном порядке – кому помощь нужна.
Андрей Иванов, томская инициативная группа:
Томичи вынуждены протискиваться между машинами, которые припаркованы на тротуарах возле здания администрации, думы Томска. Когда власть повернется лицом к пешеходам и когда в городе будет решаться проблема с парковками?
Сергей Ильиных:
- Сейчас скажу нетипичную вещь, дело в том, что Андрей Иванов меня очень часто критикует. Я хочу обратить внимание на то, что его работа очень нужна – мы в думе регулярно получаем фотографии автомобилей, которые перегородили выезды. Большое спасибо организациям, которые этими вопросами занимаются. И вот пример, когда силами общественного движения эти вопросы сегодня в Томске актуализируются.
Второе – давайте по-честному. С парковками у нас все плохо. И не потому, что кто-то не предусматривает парковочные места. Просто нормы жизни отличаются от действующих строительных норм. Количество автомобилей в Томске – 170 тысяч. Эта цифра превышает количество машин 10-летней давности чуть ли не в три раза. Мы прекрасно понимаем, что можно занять принципиальную позицию и всех поголовно штрафовать за то, что кто-то где-то пристроил авто не по правилам, но автолюбители зададут нам встречный вопрос. Спорить не будем, власть обязана решать проблемы с парковками. Но жестких карательных мер применяться не будет. Но тот беспредел, который мы видим на фотографиях, когда машины приткнуты к воротам организации, а жители обходят их с риском выхода на проезжую часть, кто-то занимает парковочные места для инвалидов, нужно прекращать. Я просто призываю томичей быть взаимовежливыми. Не решим мы в один день вопрос с парковками в Томске. Но вновь выдаваемые разрешения должны быть полностью согласованы – здесь позиция думы и мэрии одинаковая. Не должно быть такого, чтобы в эксплуатацию вводились организации без парковочных мест.
Вопрос от журналиста Соломона Выгона, АиФ-Томск:
Продолжу тему про парковки. Наша газета уже выступала по этому поводу: в Томске есть участки земли, которые уже кем-то куплены, на них должно вестись строительство. Но они стоят пустыми по многу лет. На Фрунзе около бывшей администрации томского района, на Лебедева… Может, выкупить их обратно у владельцев и отдать под парковки? Вопрос второй. Вы часто слушаете на думе отчеты мэра. Нельзя ли сделать еще отчеты глав администраций? Прежде всего интересно было бы послушать отчет администрации советского района, потому что очень мало делается для благоустройства территории района, дворов.
Сергей Ильиных:
- Начну с последнего вопроса. Мы обеспечиваем ресурсами все районные администрации исходя из численности населения и объема решения тех или иных задач. Больше всего томичей живет в октябрьском районе, поэтому говорить, что в одном районе есть ресурс, а в другом нет, наверное, неправильно. Если какая-то районная администрация недорабатывает, это должно быть предметом обсуждения. И главы районов у нас регулярно участвуют в заседаниях соответствующих комитетов – городского хозяйства, архитектурыи землепользования. Их отчеты по разным темам мы, безусловно, заслушиваем. На думе формат называется «Час мэра», он создан для того чтобы мэр ответил на вопросы депутатов и приглашенных, поэтому, может быть, не совсем целесообразно заменять мэра кем-то, поскольку это хорошая возможность задать вопрос лично главе города. А вот проводить слушания с отчетами глав районных администраций на комитетах мы будем более требовательно.
И по поводу выкупа земли. Помните, был такой дядя Федор в Простоквашино, он говорил, что для того, чтобы купить что-нибудь, нужно сначала что-нибудь продать. Это шутка, конечно, но не так все просто с приобретением участков. Они есть, их нужно готовить. Земля в центре города сегодня - товар. С моей точки зрения, не должно это решаться авральными методами. Строится офисное здание, жилой дом - надо обязать застройщика создать придомовую территорию для парковки. Но если, например, мы выкупим какой-то участок на Фрунзе, это не решит проблему парковок в городе. Человек привык как? У магазина остановиться, а не на парковке, которая где-то далеко расположена.
Вопрос от журналиста Марины Бобровой, «Красное знамя»:
Говорилось о том, что будут изыматься участки, которые долгое время стоят незастроенными, и для этого есть достаточная законодательная база. Что-то изменилось за эти годы?
Сергей Ильиных:
- Вопрос правильный. Организации получают разрешение на строительство. Нарушают сроки. Просят продлить. Не должно быть такого. Не успел построить – верни. Но законодательство было другое. Если участки были в собственности к моменту появления нового нормативного акта, забрать частную собственность невозможно, поскольку закон обратной силы не имеет. Те участки, по которым сроки договоров аренды с правом застройки заканчиваются, будут вновь отдаваться на торги и перераспределяться другим застройщикам. У власти есть разные возможности относительно участков, которые в аренду предоставлены и тех, что находятся в собственности.
Шиян Владимир Васильевич, председатель ТСЖ Октябрьского района:
Вопрос касается грядущей больной темы – ОДН. Платеж за ОДН будет выставляться практически по всем комуслугам. Водоканал посчитал, что по Иркутскому, 83, к примеру, получается 500 кубов в месяц. Была проведена проверка состояния коммуникаций. Никаких утечек в доме нет. У нас общедомовой прибор учета, население напрямую рассчитывается с водоканалом. Но часть людей не платит за полученную услугу и ОДН ложится на добросовестных плательщиков.
Сергей Ильиных:
- Немного не так. Чтобы все понимали: формула расчета ОДН по задумке законодателя не предполагает учет «заплатил – не заплатил». Она по другому принципу действует: из показаний общедомового прибора учета вычитаются показания приборов, которые установлены в квартирах. Если приборы не установлены, вычитается норматив потребления, и эта разница является ОДН, который распределяется пропорционально площади каждой квартиры во всей площади дома. Это общее правило по воде. Проблема в том, что на практике сегодня коммунальные предприятия не могут ответить на простой вопрос – каким образом одновременно снять показания с приборов учета потребления воды. Если не одновременно, то невозможно правильно посчитать ОДН. Второй вопрос. А если квартира потребляет больше норматива (у нас таких квартир – половина, где нет приборов учета. На кого расписывать в таком случае? На всех). Сейчас обсуждается вопрос вот о чем. С моей точки зрения, применять ОДН по воде в Томске никто не готов. Ни коммунальные службы, ни власть. Люди будут страдать от тех, кто сверхнормативно потребляет, неправильно указывает показания в платежных документах. Есть ли возможность у власти приостановить реализацию этого постановления? Идут переговоры, мы эту тему ведем. По теплу ОДН не будет, вы знаете об этих изменениях. То, что касается электроэнергии, до сих пор мы имеем проблемы с тем, что сверхнормативное потребление по электричеству расписывается на всех жителей в подъезде, но по крайней мере есть понимание как эту проблему решать – может быть, путем насильственной установки приборов учета на домах. И мы в деревянных домах, где люди заменяют печное отопление электрообогревателями, пошли таким путем. Мы выделили из бюджета средства и ставим теперь общедомовой прибор учета, совмещенный в одном узле с поквартирными приборами учета, оттуда делаем разводку прямо с центрального щита. Это позволяет обеспечить учетом все квартиры в доме.
Применять ОДН по воде мы сегодня не готовы. Мое мнение – либо применение таких нормативов, которые позволят без половины приборов учета распределять все по-честному, что сегодня не соответствует положению, либо вводить мораторий. Другого просто не дано.