По мнению Николая Николайчука, главная проблема реализации 131 федерального закона в муниципальных образованиях в том, что у органов местного самоуправления нет достаточных средств на осуществление всех полученных по закону полномочий
Причина сложностей в реализации 131 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в несоответствии объема полномочий органов местного самоуправления материально-финансовым ресурсам, имеющимся в их распоряжении. Такое мнение высказал Председатель Думы города Томска Николай Николайчук на проходящей в Томске конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, которая посвящена первым итогам реформы местного самоуправления.
Причина сложностей в реализации 131 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в несоответствии объема полномочий органов местного самоуправления материально-финансовым ресурсам, имеющимся в их распоряжении. Такое мнение высказал Председатель Думы города Томска Николай Николайчук на проходящей в Томске конференции Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, которая посвящена первым итогам реформы местного самоуправления.
Совершенствование системы местного самоуправления - необходимая мера. Как структурно, так и по уточнению самих принципов организации этой ветви власти. Будучи максимально приближенным к населению, местное самоуправление является первичным уровнем организации публичной власти. Именно она обеспечивает устойчивость и демократический характер всей системы властных институтов. Проблемы негативно сказываются на состоянии всего общества. 131 федеральный закон должен был вводиться вместе с изменениями в Бюджетный и Налоговый Кодексы, однако такие изменения не последовали.
-Сегодня на всех уровнях власти, и Президент, и Государственная Дума, и законодательные органы субъектов Федерации и депутаты представительных органов местного самоуправления, – все говорят об одном: местное самоуправление сегодня без денег! Нужно признать, что на сегодняшний день картина одна - нормативно-правовая база не обеспечивает выполнения 131 закона. Все те полномочия, которые есть сегодня у органов местного самоуправления, не подкреплены деньгами, - говорит Николай Николайчук. – Основные налоговые доходы в бюджет Томска: 100% земельного налога, 100% на имущество физических лиц, 90% -единый налог на вмененный доход по отдельным видам деятельности, 30% - НДФЛ. Они составляют примерно 2 мрд. 200 млн. рублей. Проведены расчеты. Для того, чтобы город жил и выполнял полномочия по 131 закону, нужно не менее 6 мрд. рублей.
Председатель томского парламента также отметил, что безвозмездные поступления из областного бюджета составляют в Томске в целом примерно 2 мрд. рублей, однако эти суммы городом самостоятельно не распределяются. Продолжается централизация доходов. Закон о межбюджетных отношениях, который принят во всех регионах России, «ставит муниципальное образование и органы местного самоуправления на колени, заставляет работать за гранью выживания». Оставшиеся 11 копеек с одного рубля не позволяют прирастать доходной части бюджета. Не выполняется сам принцип местного самоуправления, когда местный, а не федеральный уровень власти, должен самостоятельно решать вопросы развития своей территории.
-В результате происходит следующее - в поисках дополнительных доходов муниципалитеты вынуждены в экстренном порядке продавать свое имущество. Если в 2004 году в Томске приватизация была осуществлена на сумму 30 млн. рублей, в 2005 году – на 150 млн. рублей, то в этом году - уже на 450 млн. рублей. Посмотрите, всего за несколько лет сумма увеличилась на порядок! Мы уже до 2009 года расписали имущество, которое должно быть приватизировано по 131 ФЗ, - подчеркивает Николай Николайчук.
На следующий год прибыль от приватизации муниципального имущества планируется в сумме 250 млн. рублей, но, скорее всего, она, как и в 2006 году приблизится к 500 тыс. рублей. По мнению Председателя Думы города Томска, нужно четко осознавать, что подобный дополнительный доход таким способом можно получать лишь ограниченное количество времени – муниципального имущества на продажу осталось «на два-три года». Необходимо в корне менять ситуацию с доходной частью бюджета.
По мнению Николая Николайчука, местное самоуправление должно быть самодостаточно и подкреплено финансированием: «Нищее самоуправление не нужно ни федеральной, ни региональной власти, ни народу!».