Судьба образовательных учреждений Академгородка остается на контроле депутатов Думы города Томска
4 мая 2006
Сегодня состоялось заседание рабочей группы, которая рассматривала вопрос о целесообразности объединения двух образовательных учреждений в Академгородке – Академического лицея и общеобразовательной школы № 9. На встречу с депутатами были приглашены руководители учебных заведений, председатели родительских комитетов, представители администрации города и профсоюза. Мнения присутствующих разделились. Школьные директора и родители – против реорганизации, руководство департамента образования настаивает на объединении, ссылаясь на экономическую обоснованность. Народные избранники считают, данная ситуация вскрыла не только проблемы образования и многочисленные социальные болезни общества, но и, в первую очередь, подтвердила недостаток финансирования, который во многом способствует развитию конфликта. Однако депутаты предлагают не смешивать хозяйственную деятельность с процессами образования и воспитания. Заслушав стороны, члены комиссии решили вынести вопрос на заседание комитета по труду и социальной политике с тем, чтобы подготовить его для дальнейшего обсуждения на общем собрании Думы.
Вот какой вывод сделал депутат Лев Пичурин, профессор, у которого учились большинство сегодняшних учителей томских школ: «Из информации департамента образования следует, что основные проблемы административно-хозяйственные. Хочу предостеречь – не надо смешивать их с вопросами образовательными и нравственно-воспитательными. Объединение неизбежно – для меня это аксиома. Не знаю, кого к кому присоединят – это должно быть грамотное управленческое решение, - но беспокоит, не окажутся ли учащиеся школы № 9, попав в среду лицеистов, детьми второго сорта. Угроза неравенства имеет место, и тут встает вопрос мудрого руководства учебным учреждением в организации учебного и воспитательного процессов. И если департамент и администрация нам гарантируют, что не допустят этого, на реорганизацию следует согласиться. Главное – отношение к ребятишкам из обеих школ должно быть одинаковым».
Члены рабочей комиссии выслушали руководителей школ. Каждый директор привел свои доводы в пользу того, почему нельзя проводить расформирование. С позиции родителей объединение также нежелательно, так как послужит возникновению этических проблем и психологических конфликтов между школьниками.
В процессе обсуждения депутаты выяснили, что в школе более 15 лет не было ремонта. Температура воздуха в зимние морозы в холле первого этажа не поднимается выше +8 градусов. Родители вынуждены затягивать окна пленкой и закладывать кирпичами. Хотя, по словам директора лицея Ирины Тоболкиной, на поддержание состояния школы на должном уровне вложено 300 тысяч внебюджетных рублей.
Заместитель мэра по социальным вопросам Алексей Балановский заверил депутатов, что «администрация города гарантирует жителям микрорайона бесплатное образование в рамках обязательного государственного стандарта. Для школьников ничего не изменится. Первого сентября они придут в ту же школу, встретятся с теми же одноклассниками и учителями. Изменится лишь вывеска на здании. А то, что некоторым членам педагогических коллективов будут предложены новые условия работы, неизбежно – это результат любой реорганизации».
Для справки. Директор департамента образования администрации г. Томска Игорь Хуторянский напомнил основные аспекты проблемы. Под одной крышей пытаются ужиться два юридических лица, которые на протяжении последних 5 лет не могут определиться, кто за какую часть содержания здания школы отвечает. Есть разногласия между руководителями и между сотрудниками. Бюджету приходится содержать два педагогических коллектива, в то время как школа заполняется не на все сто процентов (из 1200 плановых мест 349 человек посещают школу № 9, 530 – лицей).
Докладчик озвучил аргументы в пользу присоединения школы к лицею, а именно – лицей входит в пятерку лучших общеобразовательных учреждений; там высокий уровень подготовки учеников, подтвержденный наградами, и более широкий спектр дополнительных образовательных услуг; половина учеников – тоже дети из Академгородка. С его точки зрения, плюсы объединения очевидны – снимется морально-психологическое напряжение, которое продолжается последние два года; повысится качество образования; все дети получат статус лицеистов; можно будет более эффективно использовать освободившиеся бюджетные средства. Минус один – 2-3 работника попадут под сокращение.
Кроме того, он объяснил, что бесплатное образование в рамках госстандарта для всех детей микрорайона сохранится, в приеме в школу не будет отказано ни одному ребенку, а у детей будет выбор, в какой класс пойти - в обычный или с углубленным изучением отдельных предметов.
По его словам, судьба данных учебных заведений не исключение – объединения происходили ранее и ничего кроме пользы не принесли.