Состоялось очередное заседание уставной комиссии по подготовке Устава города Томска. Депутаты и представители администрации рассмотрели основные статьи главы Устава «Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления»
7 октября 2004
В частности был утвержден полный перечень органов местного самоуправления: Томская городска Дума – представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования – высшее должностное лицо муниципального образования, Администрация города Томска – исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, Счетная палата – контрольный орган муниципального образования, муниципальная избирательная комиссия г. Томска. Все они будут являться муниципальными учреждениями и иметь статус юридического лица.
Основным же вопросом обсуждения стал принцип формирования городской Думы и ее полномочия. Дискуссия развернулась вокруг того, сколько депутатов должно быть в Думе следующего созыва – 35, 36 или 27 и упиралась в несколько проблем. Во-первых, еще не решено, расширит ли Томск свои границы, а следовательно, увеличит ли население. Во-вторых, встал вопрос о том, как избирать депутатов – по мажоритарным округам, либо по пропорциональной системе, когда часть депутатов (половина или треть основного состава) избираются по партийным спискам. Естественно, что окончательное решение может быть принято только после утверждения на собрании Думы и общественных слушаний по новому Уставу. Однако комиссия утвердила несколько принципиальных моментов: депутаты представительного органа избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. То есть в случае формирования Думы по смешанному приниципу, томичи будут голосовать не за сами партии, представленные на выборах, но за списки конкретных кандидатур, определяемых партиями и блоками.
Кроме того, поскольку в областном законе о выборах не прописаны нормы голосования по партспискам, было решено обратиться с такой законодательной инициативой к областным властям. А также самостоятельно подготовить проект таких изменений.
Основным разночтением между двумя редакциями Устава города (юридического управления Думы и администрации) стал список полномочий представительного органа. Думский вариант существенно расширял эту сферу, поэтому за основу было решено принять именно его. Однако окончательный вариант будет выбран на собрании Думы и общественных слушаниях, и утвержден постатейно.