«Модель найдена, предложения по внедрению реальны»
Члены Детско-юношеского парламента города Томска презентовали депутатам Думы города Томска первые итоги реализации проекта «Здоровье школьника» на двух пилотных площадках – в гимназиях №№ 29 и 56.
Члены Детско-юношеского парламента города Томска презентовали депутатам Думы города Томска первые итоги реализации проекта «Здоровье школьника» на двух пилотных площадках – в гимназиях №№ 29 и 56.
С предложением поддержать проект по оздоровлению школьников депутаты Детско-юношеского парламента обратились к заместителю председателя Думы Юрию Исаеву в прошлом году, вернувшись из поездки в Москву, где изучили опыт «Школы здоровья» № 449.
Наталья Михайлова, координатор проекта: «Проведя с помощью специалистов ТГПУ и СибГМУ расширенный медицинский осмотр восьмиклассников, мы получили неутешительные результаты. Самое распространенное заболевание, скалиоз или нарушение осанки, выявлены у 63 и 86 процентов соответственно в гимназиях № 29 и № 56. Результаты осмотра были внесены в медицинские карты, с ними могли ознакомиться родители. Наиболее подходящим для включения в школьную программу оказался третий урок физкультуры. Кстати, выяснилось, что третий урок физкультуры в образовательных учреждениях должен быть введен в соответствии с письмом Министерства образования РФ от 2002 года. Однако эта рекомендация была учтена далеко не во всех школах. Более того, и приказ департамента общего образования Томской области от 2003 г. на ту же тему многие школы проигнорировали. Оказалось, что в школах города не ведется врачебно-педагогический контроль за занятиями физкультурой детей с хроническими заболеваниями. Не хватает школьных врачей, поскольку их нагрузки велики, а заработные платы мизерны. Члены управляющих советов школ озвучили пожелание детей, педагогов и родителей вывести за рамки школьного расписания занятия лыжами, коньками и плаванием, так как они затрудняют образовательный процесс в школе. Учитывая все сказанное, создана и апробирована модель третьего урока физкультуры на базе выбранных гимназий. Модель найдена, предложения по внедрению реальны. Она рекомендована для образовательных учреждений Томска».
Заведующая методическим отделом, учитель физкультуры гимназии № 29 Ирэна Пфеффер: «Проект по оздоровлению детей и подростков в нашей школе мы начали достаточно давно. Мы стараемся создать в школе комфортную среду для детей с разным уровнем здоровья. Проект ДЮП дал нам второе дыхание. Уверена, скрининг покажет результаты наших усилий, хотя процесс станет очевиден только через несколько лет. Наша гимназия может стать площадкой и для научных поисков, и для трудоустройства молодых специалистов. У нас введен третий урок физкультуры. Для родителей организован и работает университет семейного здоровья. Мы используем все способы оздоровления, в том числе возможности жилого микрорайона: есть договоренность с руководством спорткомплекса Нефтехима о предоставлении ледовой площадки и зала для большого тенниса нашим ученикам. Таков социальный итог проекта».
Ирина Диамант, профессор кафедры адаптивной физкультуры ТГПУ: «Свою задачу ДЮП выполнил. Но эксперимент не закончен. В конце учебного года мы со студентами вновь зайдем в гимназию № 29, чтобы провести контрольное тестирование здоровья учащихся. Думаю, результаты будут обнадеживающие».
«То, что удалось проделать участникам проекта, удивительно! У меня на многое открылись глаза. Цифры по выявленным патологиям ужасны! Согласен, что ситуацию надо срочно исправлять. И надо делать это всем миром – и педагогам, и властям, и родителям, не говоря уже о детях, которые сами пришли к осознанию беречь и укреплять свое здоровье», - сказал Игорь Соколовский, депутат по Академическому избирательному округу № 3, член управляющего совета школы № 44.
Депутат Светлана Буланова, член комитета по труду и социальной политике: «Я как бывший педагог о многих проблемах здоровья школьников знаю не понаслышке. Но даже меня смущают данные по состоянию физического здоровья подрастающего поколения. Надо мотивировать школьников на здоровый образ жизни, занятия спортом, вовлекать их в участие в соревнованиях. Дети сами озвучили лозунг «Здоровым быть модно». Надо поддерживать их и помогать. Будем искать возможности для финансирования тех направлений, которые требуются. И обязательно записать в резолюции - рекомендовать департаменту образования внедрение проекта в другие школы».
Юрий Исаев поблагодарил всех, кто помогал дюповцам в реализации проекта. Это – доктор медицинских наук Ирина Диамант, учитель физкультуры гимназии № 29 Ирэна Пфеффер, кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры физической культуры СибГМУ Инесса Якимович, врач высшей категории по ЛФК и спортивной медицине МЛПУ «Детский центр восстановительного лечения» Елена Пашкова, зав.отделом ДООПЦ «ЮНИОР» Татьяна Постнова, учитель физкультуры школы № 8 Надежда Мальцева, психолог гимназии № 56 Ирина Гуслова, врач школы № 8 Оксана Заболотина. и другие.
В резолюцию записаны пожелания участников, в том числе по материальному стимулированию педагогов, проводящих оздоровительную гимнастику и физкультминутки, школьных врачей. Департаменту образования администрации г. Томска депутаты предложили до 1 июня 2010 г. разработать и вынести на рассмотрение Думы проект городской целевой программы «Здоровье школьника».
РЕЗОЛЮЦИЯ
По итогам круглого стола
«Итоги реализации проекта Детско-юношеского парламента города Томска «Здоровье школьника»
(10 марта 2010 г., ДТДиМ г. Томск, ул. Вершинина, 17 (каб.313)
Заслушав выступления всех участников круглого стола, депутаты Думы города Томска и депутаты Детско-юношеского парламента города Томска приняли решение в рамках содействия транслированию в образовательные учреждения города опыта ДЮП по оптимизации третьего (вариативного) урока физкультуры с целью создания реальных условий оздоровления школьников рекомендовать
Депутатам Думы города Томска, членам управляющих советов школ, содействовать:
1. в выделении средств на оснащении спортивным инвентарем школ города;
2. в материальном стимулировании педагогов, проводящих оздоровительную гимнастику
(плавание) и физкультминутки и медицинского персонала школ;
3. актуализировать вопрос об оптимизации третьего (вариативного) урока физической культуры на заседаниях управляющих советов школ.
Департаменту образования администрации г. Томска осуществлять контроль:
1. за исполнением приказа Департамента общего образования Томской области № 489 от 25 июня 2003 г. «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Томской области», а именно « …введение третьего дополнительного часа физической культуры в 1-11 классах общеобразовательных учреждений за счет часов вариативной части Базисного плана»;
2. за оптимизацией проведения третьего (вариативного) урока физической культуры в школе с учетом результатов медицинских осмотров школьников (проведение оздоровительной гимнастики и плавания);
3. за систематичностью проведения физкультминуток с элементами суставной, зрительной гимнастики и точечного массажа, как профилактики простудных заболеваний, на уроках в старшей школе;
4. за выведением за рамки школьного расписания занятий в бассейне, с лыжами и коньками;
5. Тиражировать опыт внедрения проекта ДЮП «Здоровье школьника на другие школы города,
6. В срок до 1 июня 2010 г. представить в Думу г. Томска проект городской целевой программы «Здоровье школьника».
Управлению здравоохранения администрации г. Томска осуществлять контроль за:
1. исполнением Приказа № 337 Министерства здравоохранения РФ от 20 августа 2001г. «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию спортивной медицины и лечебной физкультуры», регламентирующего медицинское обследование для занятий физической культурой (один раз в год) и проведение контроля за качеством оздоровительных мероприятий в школе;
2. за проведением декретированных медицинских осмотров школьников с целью повышения их информативности для школьного учителя физкультуры (отслеживание динамики физического состояния школьника),
3. Привлекать к реализации проекта ДЮП «Здоровье школьника» страховые компании.
Управлению по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации г. Томска:
1. оказывать содействие в организации спортивного досуга школьников по месту жительства.
Заместитель председателя Думы города Томска Ю.П. Исаев
Председатель Детско-юношеского парламента г. Томска В. Извеков