Чтобы выжить бюджет Томска необходимо увеличить на 2,5 млрд. рублей
Обращение к губернатору Томской области Виктору Крессу и председателю Государственной Думы Борису Мальцеву и законодательную инициативу «О внесении изменений в проект Закона Томской области «Об областном бюджете на 2004 год» приняли вчера, 18 ноября, депутаты гордумы.
Обращение к губернатору Томской области Виктору Крессу и председателю Государственной Думы Борису Мальцеву и законодательную инициативу «О внесении изменений в проект Закона Томской области «Об областном бюджете на 2004 год» приняли вчера, 18 ноября, депутаты гордумы.
Принятие этих документов продиктовано ожиданием «чрезвычайной финансовой ситуации в Томске в следующем году». Наш город, согласно проекта областного бюджета, не досчитается в 2004 году 1 млрд. 80 млн. руб. Виной всему, во-первых, перераспределение налога на доходы физических лиц – теперь на территории Томска будет оставаться только 20 % от заработанных томичами средств. Во-вторых, отмена ряда местных налогов и сборов (сбора на нужды образовательных учреждений и сбора за уборку территории и пр.) повлечет за собой 480 млн. руб. выпадающих доходов. Кроме того, по мнению думцев, поступления от арендной платы за землю в бюджет Томска существенно завышены. В результате городской бюджет получит не 2 млрд. 93 млн. руб., а значительно меньше.
К чему приведет секвестирование городского бюджета? По мнению городских депутатов, сокращение почти на одну треть казны Томска может повлечь за собой необратимые последствия. Например, закрытие ряда социальных учреждений областного центра, причина – аварийное состояние зданий. По межбюджетным отношениям Томску на капитальный ремонт социальных объектов выделено около 50 млн. руб., в то время как необходимо 500 млн. руб. Для сравнения в этом году на ремонт школ, детских садов и больниц из городского бюджета было потрачено 150 млн. руб.
Среди возможных последствий - ликвидация городского электрического транспорта. Не секрет, что сегодня наши троллейбусы и трамваи полностью изношены, для обновления подвижного состава необходимо 70 млн. руб. Депутаты городской думы соответствующую программу приобретения электротранспорта приняли, но где взять деньги? Ведь проект бюджета Томска на 2004 год не предполагает инвестиционной составляющей.
Ещё среди прогнозируемых последствий – захламление Томска. Уже сегодня убирается только 47 % городской территории, в следующем году убираемая площадь сократится до 23 %. Не трудно догадаться, что чистыми будут только центральные улицы «Сибирских Афин».
И, наконец, в проекте областного бюджета не предусмотрены деньги на реализацию целевых программ, утвержденных Томской городской Думой. А среди них программы поддержки старшего поколения и инвалидов, развития стоматологической помощи взрослым и детям, обеспечения безопасной работы лифтов и т.д. В целом на осуществление целевых муниципальных программ требуется 235 млн. руб.
Поэтому депутаты городского собрания вышли с инициативой об увеличении доходной части городской казны на 2 млрд. 444 млн. рублей.
Текст обращения:
Главе Администрации (Губернатору)Томской области
В.М. Крессу
Председателю Государственной Думы Томской области
Б.А.Мальцеву
Депутатам Государственной Думы Томской области
ОБРАЩЕНИЕ Томской городской Думы
Депутаты Томской городской Думы крайне обеспокоены ожидаемой в городе Томске в 2004 году чрезвычайной финансовой ситуацией. Предлагаемая система межбюджетных отношений на 2004 год по-прежнему не предусматривает проведения системной стратегии по укреплению собственных доходов муниципальных образований и ведет к изъятию налогов невозможности для муниципальных образований исполнять полномочия по обеспечению жизнедеятельности городов и районов.
Депутаты Томской городской Думы предлагают Вашему вниманию следующие замечания и предложения.
1. По формированию доходных источников бюджета г.Томска на 2004 год:
·В связи с предусмотренным перераспределением налога на доходы физических лиц (с 50% в 2003г. до 20% в 2004 г.) в проекте Положения о межбюджетных отношениях в Томской области на 2004 год, бюджет г.Томска теряет 602 млн.рублей, что составляет более 95 % от предусмотренных в проекте объемов финансовой помощи г.Томску (650 млн.рублей).
Считаем, что установленное межбюджетное перераспределение налога на доходы физических лиц и налога на прибыль противоречит нормам ст.7 Федерального закона от 25.09.97г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», которым предусмотрено установление нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц – не менее 50%, по налогу на прибыль – не менее 5%.
·Как известно, с 01.01.2004г. вступают в силу ряд статей Налогового кодекса РФ, согласно которым отменяется ряд местных налогов и сборов (сборы на нужды образовательных учреждений, сбор за уборку территории и прочее). В результате этого выпадающие доходы на 2004 год составят не менее 480 млн.рублей. Таким образом, потери доходной части бюджета г.Томска составят в 2004 году более 1,08 млрд.рублей (т.е. 37,8 % от доходов городского бюджета в 2003 г.).
·В расчетах администрации Томской области сумма поступлений арендной платы за землю на территории г.Томска увеличена в 1,65 раза к уровню 2003г. Учитывая, что в настоящее время средняя ставка налога на землю по г.Томску составляет 9,5 руб., а ставки арендной платы за землю в 5-10 раз выше ставок налога на землю, считаем их дальнейшее повышение в строительстве и промышленности нецелесообразным и противоречащим политике Правительства РФ по вопросу земельной реформы (заседание Правительства 10 июля 2003 г.), где было принято решение разработать к 1 сентября 2003г. проект определения арендных платежей за землю, обратив особое внимание на недопустимость значительного роста арендных платежей.
2. По формированию расходной части бюджета г.Томска на 2004 год:
Основные принципы формирования местных бюджетов на 2004 год, методика распределения областного фонда финансовой поддержки муниципальных образований, минимальные социальные и финансовые нормы и нормативы, используемые для формирования минимальных местных бюджетов и предложенные в проекте Закона Томской области «Об областном бюджете на 2004 год», не позволят финансировать расходы бюджета города даже в минимальных объемах.
·В проекте Положения о межбюджетных отношениях в Томской области на 2004 год предусмотрены расходы на капитальный ремонт муниципальных учреждений социальной сферы по городу Томску в размере 48,5 млн.руб. В то же время, в 2003 году расходы на проведение капитального ремонта учреждений социальной сферы фактически составили 150 млн.руб. По данным инструментальных обследований, предписаниям Центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора г.Томска, Управления государственной противопожарной службы Томской области, лаборатории судебной экспертизы г.Томска на капитальный ремонт учреждений социальной сферы требуется не менее 500 млн.рублей.
·В очереди на получение муниципального жилья стоит более 11,5 тысяч семей, из них льготников – более 5,5 тысяч семей. Особой является проблема ветхого аварийного жилья. Более 1000 жилых домов в городе имеют износ свыше 65% , что соответствует уровню износа аварийного жилья, 300 жилых домов имеют предписания органов жилищной инспекции о непригодности к использованию в связи с аварийным состоянием. На эти цели не предусмотрены средства на капитальные вложения, потребность составляет 90 млн.рублей.
·В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25.08.2003г. № 522 «О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг на 2004 год» при определении размеров финансовой помощи субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета расходы на содержание, ремонт жилья и оказания услуг рассчитываются исходя из утвержденного федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на кв.м общей площади жилья в месяц в размере 90% их стоимости. Однако, проектом Положения о межбюджетных отношениях в Томской области на 2004 год данные расходы предусмотрены в размере 100% их стоимости.
·Вышеназванным постановлением Правительства утвержден стандарт стоимости капитального ремонта жилого фонда на 1 кв.м общей площади в месяц для Томской области в размере 2,8 руб. Проектом Положения о межбюджетных отношениях эти расходы не предусмотрены. В соответствии со ст. 616 ГК РФ расходы по содержанию имущества несет собственник. По расчетам администрации г.Томска эти расходы составят в 2004 году 626,2 млн.рублей.
·Расходы по жилищным субсидиям по межбюджетным отношениям предусмотрены в сумме 243 млн.рублей. Ожидаемое начисление жилищных субсидий за 2003 год составит 250 млн.рублей. Учитывая увеличение тарифов за жилищно-коммунальные услуги, сумма субсидий (при доле оплаты населением 90% от стоимости жилищно-коммунальных услуг) должна составить 354,1 млн.рублей.
·Расходы на капитальный ремонт объектов ЖКХ, принятых от предприятий-банкротов и безхозяйных сетей по расчетам администрации г.Томска на 2004 составляют 235,5 млн.рублей.
·Более чем остро стоит проблема городского пассажирского транспорта. Автотранспортные предприятия города постоянно недополучают средства на организацию транспортного обслуживания и перевозку льготных категорий граждан. Методика планирования расходов по утвержденному финансовому нормативу на 1 льготника, используемая в соответствии с Положениями о межбюджетных отношениях в Томской области с 2000г., ухудшает финансовое положение транспортных предприятий. Сложившаяся практика недофинансирования муниципальных транспортных предприятий привела к невозможности своевременного обновления подвижного состава, износ которого на сегодня составляет более 70%. Только для реализации целевой программы на приобретение горэлектротранспорта необходимо 69 млн.рублей.
·В целях социальной защиты пенсионеров решением городского Совета народных депутатов от 24.03.93г. № 44 пенсионерам предоставлено право бесплатного проезда в муниципальном транспорте. Во избежании социальной напряженности на реализацию права бесплатного проезда указанной категории граждан на 2004 год необходимо 87 млн.рублей.
·В проекте Положения о межбюджетных отношениях в Томской области на 2004 г. расходы на благоустройство предусмотрены в размере 152,9 млн.рублей, исходя из численности потребителей и норматива на 1 потребителя, с учетом корректирующего коэффициента бюджетных услуг. По расчетам администрации г.Томска на 2004 год на благоустройство необходимо не менее 691,4 млн.рублей, из них расходы по незакрепленным территориям – 267,2 млн.рублей, на внутридомовые проезды – 83,3 млн.рублей.
Из-за отсутствия средств сегодня в городе убирается только 47 процентов городской территории и, в основном, это центральная часть города.
·Остро стоят проблемы социальной поддержки лиц старшего поколения, развития стоматологической помощи детскому населению г.Томска, обеспечения безопасной работы лифтов муниципального жилого фонда, социальной поддержки инвалидов, старшего поколения. Для решения этих проблем Томской городской Думой приняты соответствующие целевые программы, но межбюджетными отношениями не планируется финансирование этих программ в 2004 году, хотя проблемы не утратили свою социальную значимость и требуют финансирования. На реализацию целевых программ утвержденных решениями Томской городской Думы необходимо 235 млн.рублей.
В связи с изложенным, депутаты просят учесть замечания и предложения Томской городской Думы и Администрации г.Томска при принятии Закона Томской области «Об областном бюджете на 2004 год» и внести соответствующие изменения в методику межбюджетных отношений на 2004 год с целью повышения заинтересованности муниципального образования по расширению налогооблагаемой базы и стабильности финансирования расходных полномочий и выделить дополнительно г.Томску 2443,8 млн.рублей.